Проблемы российского экспорта наиболее ощутимы на местах

Сегодня состоялось важнейшее мероприятие по поддержке экспорта — Форум «Сделано в России» (Made in Russia). Крупнейшие и начинающие экспортёры представили здесь свою продукцию, а представители власти и эксперты обсудили на панельной дискуссии, что можно сделать по развитию экспорта российских предприятий. Заметим, что для некоторых из них это может стать не только насущной необходимостью, но и шансом на выживание.

Несырьевой экспорт в России сегодня ничтожно мал. По оценкам, он составляет не более 1-2% от объёма выпускаемой российскими предприятиями продукции. Как заметил Министр Финансов Антон Силуанов, средний показатель в мире составляет 10-15% (эксперты говорят о том, что в Европе это 30-40%).

«Надо помочь нашим производителям, подсказать им, как осуществлять экспортную деятельность», — говорит министр и связывает развитие экспортного потенциала с созданием высоко эффективных рабочих мест и общим ростом качества жизни в стране. Он уверен, что условия благоволят экспорту, а именно: «макроэкономика, курс доллара, стабильные условия работы и новые правила для экспортеров, снимающие барьеры для экспортных операций».

Роль государства состоит прежде всего в создании условий для компаний, желающих и имеющих возможность для осуществления экспортной деятельности. Ему надлежит также найти пути к новым рынкам и создать платформы для продвижения экспорта, что непросто сделать в существующей глобальной экономике.

«За последние несколько лет мировая торговля замедлилась с 4.9% роста до 1.2%», — отметил руководитель Минпромторга Денис Валентинович Мантуров. «Это происходит вследствие торговых войн», — добавил он, и рассказал о том, что страна теряет веру в возможности глобальных и региональных союзов, предпочитая им ряд двусторонних соглашений: «Мы вступили в ВТО, но никаких преференций от этого не получили. На свободу торговли оказывают влияние только конкретные соглашения, заключенные между странами. Например, наш договор с Вьетнамом, благодаря которому товарооборот стабильно растёт и вырос до $6 млрд в 2018 году (вместо $180 млрд в 2000х). Это произошло из-за снижения торговых барьеров конкретной страной. Российский автопром во Вьетнаме собирает SKD (осуществляет крупноузловую сборку — прим. ред.), и затем поставляет эти продукты в другие страны. Аналогичное соглашение подписано с Сингапуром. Через Сингапур мы так же открываем дорогу в другие страны».

Правительство на федеральном уровне видит огромные возможности для развития экспорта, подчёркивая конкурентоспособность российских предприятий, выделяя при этом российскую металлургическую и химическую продукцию. Перспективным предприятиям государство помогает через базовый инструмент повышения экспорта — Российский Экспортный Центр (РЭЦ).

Но в основном перспективными, как мы понимаем, являются крупные компании. Из отчёта, представленного главой РЭЦ Андреем Слепнёвым, следует, что $14.3 млрд дол из $14.8 ушло на поддержку крупного бизнеса. Более мелкий при этом — забота в основном региональных руководителей, как и решение практических задач.

Губернатор Пермского края Максим Решетников подчёркивает, что «проблем десятки, но системная одна: нам нужно оцифровать все управление экспортом. Поставленная задача по электронному обороту решается, но медленно, и при увеличении объёма мы эту ситуацию вручную не «разрулим». Это далеко не всегда вопросы «нормативки», но то, что инспекторы не разбираются в ней».

Глава Удмуртской Республики Александр Бречалов согласился с коллегой и добавил: «Перечень рабочих проблем, о которых говорил Максим — не константа, и мы должны быстро реагировать на изменения ситуации. Например, мы стоим перед угрозой, что Автоваз уйдёт с рынка при условиях принятия новых требований СО2. Я предлагаю поддерживать высокотехнологичных производства».

По мнению региональных руководителей, помощь предприятиям по развитию высоких технологий, сертификация их продукции, облегчение виз иностранным специалистам и первый экспорт — вот те вещи, на которые государство должно в первую очередь обратить внимание.

Это ряд конкретных предложений, которые делают сегодня регионы центральной власти по продвижению экспорта. Их руководители, перед которыми была поставлена задача в ближайшие годы нарастить экспорт до 38%, предлагают также расширить программу, чтобы она охватывала не только крупные предприятия, но и средние. «Может быть, нам вернуться к региональной поддержке среднего бизнеса на условиях софинансирования?», — говорит Максим Решетников.

Будем надеяться, что это предложение будет услышано, и оно поможет поднять экспорт с 1-2% и вовлечь в него средний бизнес.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку