История

Памятник Владимиру Красное Солнышко появился в Москве

Памятник Владимиру Красное Солнышко появился в Москве

Память Св. равноапостольного князя Владимира (правил в Киевской Руси в 980-1015 гг) была увековечена 04 ноября 2016 года появлением его мощного монумента на Боровицкой площади в Москве, с которой открывается вид Кремля. Автором памятника стал Народный художник России скульптор Салават Щербаков. В церемонии его открытия, подчёркивая значимость события, принял участие Президент РФ В.В. Путин.

Автор памятника был выбран в конкурсе весной 2016 года. Контракт на его изготовление (на сумму около 150 млн руб) получило архитектурное бюро Ai-architects.

Размах монумента соответствует значению этого выдающегося правителя в русской истории.

В правление Св. кн. Владимира оформилось Древнерусское государство и закончился процесс «окняжения» восточно-славянских земель вокруг Киева, т.е. была сформирована система подчинения их княжеской власти. Княжеская власть стала главенствовать в государстве, управлять им, судить, собирать дань (налоги) и защищать его торговлю и границы. Разгром печенега, врага Руси и её торговли, снискал ему благодарную память в летописях и народных былинах, где он называется Владимиром Красное Солнышко.

Прежде всего, Св. кн. Владимир крестил Русь в христианскую веру, за что уже с XI века почитается Православной церковью. День церковного поминовения князя 15 июля был установлен в 1240 году при Александре Невском.

С принятием христианства на Руси остановились кровавые жертвоприношения, в том числе убийство жён, наложниц и рабов при погребении господина, введено единоженство, перестало уничтожаться имущество покойного, укрепилась власть и стал активнее обмен с соседями, прежде всего с греками (византийцами), которые привезли на Русь многие знания: духовные, культурные, художественные, административные и политические.

Вера имела первоочередное духовное значение, которое преломлялось через все общественные и семейные отношения. Единая религия способствовала сплочению народа внутри государства. Ещё до принятия христианства кн. Владимир прослыл религиозным реформатором. В 981 году он установил единый языческий культ шести языческих богов во главе с громовержцем Перуном. Эта реформа закончилась неудачей и побудила кн. Владимира выбрать лучшую из религий соседей.

«Повесть временных лет» рассказывает о том, что в поисках истиной веры кн. Владимир призывал проповедников от христианства, мусульманства и иудаизма. Мусульманство не устроило правителя отказом от пития, иудаизм – рассеянием иудеев по миру, а христианство Рима – заблуждениями в вопросах веры. Отсюда проистекал (в мирском объяснении) выбор самой красивой в культе и истинной Веры, которую исповедовала могучая и стабильная тогда Византия.

Важно отметить то, что в X веке русские князья нередко заимствовали идеи и термины у соседних народов, если это приходилось им по вкусу и к месту. Так, по отношению к кн. Владимиру митрополит Иларион в XI веке употребляет хазарский титул кагана.

Также единая вера помогала выстраиванию политических и торговых связей. У одного из главных партнёров России – Византии, например, товары из языческой Руси объявлялись «нечистыми» и не покупались.

Христианство уже имело распространение на Руси и в княжеской семье к моменту его принятия князем Владимиром.

Так, ещё за 100 лет до официального принятия Веры, во второй трети IX века часть дружины и народа Руси стали христианами, константинопольский патриарх Фока направил сюда византийского иерарха. В 70-е гг IX века то же сделал патриарх Игнатий. Часть русской дружины крестилась около 860 года при византийском патриархе Игнатии в правление императора Василия I.

Бабушка князя княгиня Ольга была христианкой (по разным источникам она его приняла в 944 или в 955 г). После принятия христианства кн. Ольга вела христианскую проповедь, уничтожала языческие святилища и строила христианские храмы, включая Софийский собор Киева. Приглашение христианских наместников из Рима в 962 году побудило языческих жрецов «провести кампанию» по отстранению правительницы от власти и передаче престола её воинственному сыну Святославу, не проявлявшему интереса к христианской вере. Старший брат кн. Владимира князь Ярополк Святославович также «любил христиан».

Что побудило кн. Владимира к принятию христианства в личном плане –  вопрос открытый. Здесь, видимо, совпало многое. И желание жениться на византийской царевне Анне, дочери багрянородного Романа и сестре византийского императора Василия II Болгаробойцы. Анна стала сподвижницей мужа в христианизации Руси. Но, прежде всего, судя по изменениям в поведении и правлении князя, это была Вера, ведь с Христианством в княжение Св. кн. Владимира вошло милосердие.

Источники: Pravoslavie.ru, Russian Ministry of Culture, История России в IX-XVIII вв. / Моряков В.И. – М, Филолог. О-во «Слово», Эксмо, 2004. Ключевский В.О. О русской истории. – М., Просвещение, 1993. Древняя Русь в свете зарубежных источников. / под ред. Е.А. Мельниковой. – М., Логос, 2003

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News