Причины процветания Испании, которые нужно сохранить

По всемирно известному индексу The Economist Intelligence Unit, Испания в прошлом году, опережая Японию, США, Италию, Францию, Португалию, Бельгию и многие другие страны, заняла между 15 и 17 местом в индексе демократии среди 115 государств мира. По всем основным фундаментальным показателям Испания — развитая демократия, несмотря на вес груза более чем 40-летней франкистской диктатуры, дающей о себе знать и сегодня.

Несколько показателей, характеризующих сегодняшнюю Испанию. Если в 1977 году иностранцев в стране было около 100 тысяч, то сегодня их почти пять миллионов из более 46 миллионов населения.

В эпоху франкизма и полутора десятилетий затем, сотни тысяч граждан страны покидали её в поисках лучшей жизни. Сейчас с точностью наоборот. Страна каждые 10 лет прибавляет от пяти до шести миллионов человек.

За послефранкистский период средняя продолжительность жизни увеличилась с 74 до 84 лет. Количество получающих образование в университетах с 3.7% в эпоху франкизма выросло до почти 30% сегодня. Число необразованных (включая неграмотных) сократилось до 4%, в то время как при Франко доля лиц старше 65 лет составляла свыше 30%.

Если аккумулируемые прямые иностранные инвестиции при Франко составляли ничтожную сумму $5 миллиардов, то в прошлом году она выросла в 110 раз и составила сумму, близкую к $560 миллиардам. Важным макроэкономическим показателем остаётся один из самых высоких темпов роста ВВП на душу населения (он вырос почти в 10 раз, $27 тысяч против $3).

В Испании одна из самых низких инфляций среди стран-членов ЕС. Она составляет в среднем за последние 5 лет 0.3% (до 1975 года она насчитывала до 20%).

Выросла экономика Испании и по части международного разделения труда. Одним из весомых показателей стал значительный экспорт товаров и услуг, который в настоящее время превышает 33% ВВП (против 9% при Франко).

Экономический прогресс в Испании за последние 44 года — один из самых ошеломляющих: страна вырвалась из пут стран догоняющего развития и стала страной с огромным потенциалом конкурентоспособности.

Несмотря на то, что Испания оказалась в самых что ни на есть жёстких тисках финансового кризиса 2008-2009 года, она одна из первых вышла на путь опережающего развития. Это одна из немногих европейских стран, которая быстрее других стран членов ЕС из догоняющих вышла в опережающие по части экономического развития.

Для того чтобы понять, насколько в новых условиях испанская экономика будет способна дать новый экономический скачок, следует ответить на вопрос о том, каковы тайные или явные причины значительного успеха в макроэкономике страны, наблюдаемые за более чем 4 последних десятилетия.

Исследователи сходятся на мысли о том, что впечатляющий успех Испании объясняется замкнутой капсулированной полуавтархической моделью развития времен франкизма. Занятие многими иностранными компаниями, прежде всего транснациональными, ведущих позиций, масштабный приток капитала в экономику страны — это и есть ответ на вопрос о том, почему Испания за короткий временной отрезок из страны догоняющего развития превратилась в страну опережающего развития.

Другая причина — это развитые демократические формы управления экономикой, где делается ставка на самые последние инновационные формы управления ею (использовался передовой европейский опыт и, самое главное, ресурсы их применения).

Испанское ноу-хау, использованное на 100% — это политический консенсус применительно к экономике. Механизм договорного типа в развитие реформ в экономике — отличительная черта испанской экономической жизни постфранкистского периода.

Многие наблюдатели отмечают, что механизм консенсуса (пакт Монклоа и другие соглашения) исчерпали себя, и Испания должна искать новые резервы «вдохнуть свежий воздух в старые меха» экономического развития.

Тут надо быть предельно осторожным, чтобы не попасть в двойную ловушку. С одной стороны, отказаться от уже апробированной и доказавшей свою эффективность системы общенационального диалога всех политических сил в угоду конъюнктурным соображениям «факиров на час» из числа второстепенных политиканов, и тем самым потеряв стратегические темпы развития. Вторая опасность — не сохранить дух поиска компромисса, но уже на новых рельсах и на новых условиях, для «всеобщего блага».

Слов нет, история не имеет сослагательного наклонения. Дважды в одну реку войти нельзя.

Это правда, но заметьте: как широко испанские консерваторы использовали ресурс диалога, и как успешно его вёл герцог Кабисский — Адольфо Суарес. Никому и в голову не могло придти (хотя условия были жёстче, чем сейчас) отказаться от ресурсов левых сил, которых всегда было большинство, для достижения стратегических экономических целей.

Посмотрите прессу тех лет, и вы увидите, что она писала по поводу предложений экономистов из рядов лагеря левых: практически то же, что пишет и сейчас. Не имейте дело с левыми, их предложения по части социально-экономического реформ утопичны и разрушают то малое из достижений в этой сфере, что есть в Испании сегодня.

Но если называть вещи своими именами, подводя итог более, чем 40-летнему франкистскому периоду, то минимум на 80% совокупного успеха в экономической и социальной сферах страны — заслуга идей из стана левых. Именно сочетание правого менеджмента, консервативных устоев (то, что называют каркасом экономики) и левых реформистских идей привело к впечатляющие успехам современной Испании.

В эпоху испанского транзита правые руководители страны, включая ультра правых, например, Торкуато Фернандеса де Миранда — ближайшего советника короля Хуана Карлоса I, не боялись привлекать левые силы для решения насущных экономических задач. Хотя о той эпохе написаны тонны научной литературы, я бы выделил два аспекта столь остро востребованных и сегодня.

Это бесстрашие руководства страны той поры в решениях консолидированного диалога с левыми силами, включение их в процесс принятия решения без каких-либо предварительных условий. Второе — масштабное использование людей левой традиции в консолидированном диалоге.

В сухом остатке я бы сказал так: именно политическая мудрость, выраженная в удивительной политической гибкости в момент принятия острых социально-экономического решений, и привела в конечном счёте к успеху макроэкономического развития страны.

В заключение хочется сказать, что только гибкость в принятии решений о социально-экономического развитии страны может привести к средне- и долгосрочному успеху.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку