В Музыкальном театре Покровского состоялась премьера Сервилии

Premiere of Servilia in Pokrovsky Music Theatre

Камерный музыкальный театр им. Б. Покровского по инициативе своего музыкального руководителя – Геннадия Николаевича Рождественского, к его 85-летию поставил «Сервилию» Н.А. Римского-Корсакова, написанную композитором на либретто Льва Мея.

Эта постановка стала подарком не только для выдающегося дирижёра, но и для зрителя, и для театра, и для всех участвующих в опере исполнителей.

Сцена в римском духе, приближенная к зрителю, вовлекает его в пространство спектакля, и делает живым свидетелем перипетий древней истории, в которой отчётливо проступают истоки духовных проблем современности.

Опера Сервилия Н.А. Римского-Корсакова, Сервилия - Татьяна Федотова, Соран - Александр Маркеев

В оригинале римские и греческие сцены крупные, они рассчитаны на массового зрителя. В камерной же обстановке Театра Б. Покровского есть своя прелесть. Перед глазами зрителя, на расстоянии вытянутой руки, пляшут греческие пляски, ходят римские воины с копьями, вершат колдовские обряды. Так нас делают соучастниками древних развлечений,  но также свидетелями катакомб и римского неправедного суда.

Актёры играют это с какой-то особенной динамикой, так, как если бы они давно ждали этой постановки для демонстрации своих профессиональных возможностей. Здесь есть и красивые голоса, и высокая драматургия, и восхитительная музыка, которая достигает к концу представления самых отдалённых уголков души.

Действие оперы возвращает нас во времена Нерона, на 20 веков назад. Последний римский император из дома Юлиев-Клавдиев Нерон Клавдий Цезарь правил в 54-68 гг и вошёл в историю как образец вероломства, мотовства и разврата. Он дал приказ убить своего сводного брата Британника, мать Агриппину, сослать и убить первую жену (одновременно сестру) Октавию, а также сам убил беременную вторую жену Поппею ударом ноги в живот. Любитель греческой культуры и театральных зрелищ, устроитель публичных праздненств Ювеналий и Нероний, после низложения император покончил с собой в возрасте 30 лет, воскликнув: «Какой артист погибает!». Помимо прочих зверств, ему приписывают устроение пожара в Риме и обвинение в этом христиан, которое привело к их мучительной казни.

Суждения же о других аспектах постановки предоставим профессионалам. Предлагаем Вам ремарки дирижёра оперы Дмитрия Крюкова, данные нам после представления. Оркестр, кстати, расположен так, что дирижёр стоит боком к зрителям и становится будто одним из актёров.

Опера Сервилия Н.А. Римского-Корсакова, Дирижёр Дмитрий Крюков.
Опера Сервилия Н.А. Римского-Корсакова, Дирижёр Дмитрий Крюков.

ЭВ: Дмитрий, в наши дни христианство всюду видоизменяется, переводится в социальное служение и заботится, прежде всего, о сытости паствы. А в этом спектакле во главу угла поставлен другой сюжет, который известен сегодня только в узких кругах: о мужественности и жертвенности первых христиан, о гонениях против них.

Крюков Д.: 110 лет назад, при жизни Н. Римского-Корсакова опера была поставлена, но вскоре снята – и нигде больше не ставилась до нынешней постановки, за исключением концертного исполнения с купюрами в Самаре в 90х годах.

Эта постановка – инициатива Геннадия Николаевича Рождественского. Музыка в опере колоссальная, в ней заложена масса музыкальных и философских символов.

Сюжет оперы – это отдельная, ёмкая и сложная тема. Причина, по которой опера считалась слабой, вероятно, — ее драматургия. Считалось, что сюжет продуман слабо, не понятен зрителю, ведь если в нашей постановке Сервилию отравляют, то по Римскому-Корсакову она умирает только от веры во Христа и от любви к Валерию, что могло, как мне кажется вызывать вопросы публики и критиков. Так, умирая от этой самой любви, Сервилия все же видит своего живого возлюбленного, но, тем не менее, это не останавливает ее смерти.

Вы сказали о том, что у нас христианские темы не поднимаются – мне кажется, что, к большому сожалению, с оперой сложилась такая ситуация, что люди забыли, что опера — это же спектакль, в первую очередь это музыка, мысль, нечто, что дает возможность ощутить как бы наяву всю многомерность проблем бытия.

ЭВ: Мне представляется, что эта тема очень своевременна. И Н. Римский-Корсаков тоже, наверное, к этой теме обратился неспроста. Не есть ли это попытка разбудить душу?

Крюков Д.: Наверное, хотя в документах я не нашел прямых высказываний о том, на сколько самого композитора волновала именно проблема раннего Христианства. Вообще, гениальные люди, конечно, глубже относились к вопросам смысла искусства, его тематики и влияния на человека.

ЭВ: Я сегодня сижу, смотрю на зрительный зал и вижу, что он доволен при полном отсутствии скабрезных вещей, обнажённой натуры или паясничанья. Может быть, зря считается, что народу это нужно? И получается, что для того, чтобы в этом убедиться, потребовался авторитет Г. Рождественского, который, несмотря ни на какие тренды, сделал такую постановку?

Крюков Д.: Конечно. Геннадий Николаевич этим и занимается всю жизнь.

Опера сегодня стала пафосным и дорогим искусством, но при этом утрачивает, как представляется мне, свое сакральное предназначение. В наше время на многих площадках в репертуаре, как правило, 10-15 самых популярных опер, на которые люди, как принято сейчас выражаться, приходят «послушать певцов». Для меня же опера – это повод подумать о жизни, прожить волнующие меня состояния, найти в этих состояниях ответы на многие вопросы. Да, если это нравится, можно наслаждаться пением, но уж ни как не в первую очередь, иначе, чем же тогда отличается так называемое «высокое искусство» которым окрещивают оперный жанр, от популярной клубной музыки? В случае «послушать певцов» теряется ценность и величие этого жанра, и он превращается в чистую, простите за выражение, попсу. В вопросах восприятия музыки и искусства в целом для меня Геннадий Рождественский является большим авторитетом.

И я очень рад, что здесь, в Камерном театре Покровского ставятся интересные, значительные, разнообразные вещи. Например, Стравинский, опера «Похождения повесы» перевернула мое восприятие предназначения человека вообще, вывернула всю душу наизнанку. Где бы ещё я получил возможность ее дирижировать?

ЭВ: Опера «Сервилия» поставлена точно по замыслу автора?

Крюков Д.: Да, кончено, абсолютно согласно ремаркам автора. Ведь такие люди, как Римский-Корсаков очень точно понимали, чего они хотят от своих сочинений, точно прописывали указания к режиссерским решениям.

Опера Сервилия Н.А. Римского-Корсакова, Сервилия - Татьяна Федотова, Валерий - Игорь Вялых
Опера Сервилия Н.А. Римского-Корсакова, Сервилия — Татьяна Федотова, Валерий — Игорь Вялых

***

Опера производит впечатление. Показательно то, что зрительный зал был разнороден – но ни один человек не ушел ни после первого акта, ни после второго. Аплодисменты не смолкали ни на секунду и ни один актёр не был ими обделён.

Следующий показ оперы «Сервилия» Н. Римского-Корсакова в театре состоится 26, 27 и 29 ноября 2016 года.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку