Премьера Театра на Таганке: дачные разговоры и сюита Баха

Премьера Театра на Таганке: дачные разговоры и сюита Баха

На малой сцене «Театра на Таганке» состоялась премьера спектакля по пьесе Павла Пряжко «Сосед». Талантливую (легкую, умную и ироничную) постановку мужской трагикомедии представила Лера Суркова.

Три дня прошло, а впечатления от «Соседа» все не ослабевают и не отпускают. Причина проста – пьеса, которая при первом приближении мне показалась незначительной, была прочитана режиссером глубоко и преподнесена убедительно.

Конечно, при чтении пьесы я отметил для себя обаятельную и легкую иронию автора над мужскими разговорами, которые, с одной стороны, по-своему так же пусты, как и некоторые женские, а, с другой стороны, важны своей психологической правдой и ритуальностью.

Премьера спектакля «Сосед» по пьесе Павла Пряжко в «Театре на Таганке»
Премьера спектакля «Сосед» по пьесе Павла Пряжко в «Театре на Таганке»

Но там, где под покрывалом разговоров «ни о чем» я почувствовал лишь тлеющий огонек конфликта, Лера Суркова вскрыла проснувшийся вулкан. Эта находка сценического воплощения стала для меня серьезным потрясением — но то был последний выстрел в сердце, а первый — мимический пролог спектакля, который гласил о том, что нас ждет не болтовня дачников, а тяжелая борьба двух характеров – пенсионера Николая (в исполнении Александра Резалина) и 37-летнего Паши (Семена Шкаликова). Конечно, в пьесе эти герои блестяще оттеняли качества друг друга, но режиссер реализовала эту перекличку света и тени совершенно в новом, оригинальном ключе.

Главную роль в спектакле «Сосед» играет Александр Резалин. Его роль – это стержень; она задает ритм и движение. Она предполагает огромный диапазон эмоций: от мельчайших движений настроения до взрывов экспрессии. И Александр разворачивается здесь во всю широту своего большого актерского дарования. Он выкладывается по полной программе, в его игре нет ни крупинки фальши, шаблона или наигранности. Она завораживает (я глаз не мог оторвать от него).

Александр Резалин (Николай) и Семён Шкаликов (Паша) в спектакле «Сосед» Театра на Таганке
Александр Резалин (Николай) и Семён Шкаликов (Паша) в спектакле «Сосед» Театра на Таганке

Чем ярче горит звезда Резалина, тем сложнее оказывается задача Семёна Шкаликова. Его персонаж — это парень тюфяк, флегма. Никаких взрывов эмоций, все очень ровно, колеблется где-то в районе нуля. Чем дольше длится разговор двух соседей, тем настойчивее стучит в голове мысль: Зачем Паша затеял этот разговор? Чего он хочет? Но развязка неумолимо приближается, и поразит нас своей неожиданностью.

Другим источником впечатлений стала красота и легкость этой режиссерской работы. Это касается всего: и особой атмосферы в зале Театра на Таганке перед спектаклем, и завораживающих декораций, которые добавили пятое измерение пьесе, и музыкальное и световое решение. Поэтому отдельная благодарность художнику Ольге Никитиной, хореографу Марии Губановой, ответственному за свет Максиму Фомченкову, Ольге Криковой за звуковое оформление, и Дмитрию Соболеву за видео. Вклад каждого из них оригинален, самобытен, заметен, и при этом каждый элемент гармонично складывается в общую картину, создавая волшебный образ спектакля.

Полина Скрябина,  Сюита для виолончели #1 Соль-мажор И.С. Баха
Полина Скрябина, Сюита для виолончели #1 Соль-мажор И.С. Баха

Но настоящей «вишенкой на торте» стало финальное соло на арфе. Представьте себе: в зал несутся густые клубы дыма от сжигаемых щитов, а из-под пальцев Полины Скрябиной льется умиротворяющая сюита для виолончели #1 Соль-мажор Иогана Себастьяна Баха. Вот так завершилась незамысловатая (только на первый взгляд!) история двух дачников.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку