Культура и искусство

Премьера фильма No-one на ММКФ-2018 – новый образ КГБ в кино

Премьера фильма No-one на ММКФ-2018 – новый образ КГБ в кино

На Московском кинофестивале (ММКФ) прошла российская премьера фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина. Фильму трудно подобрать жанр одним словом – здесь есть любовный треугольник, кровавая развязка, историческая драма, трагедия в духе древних греков, яркие эротические сцены и остроумные философские диалоги. Картина «No-One» – по-настоящему занимательное кино.

Кадр из фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина.
Кадр из фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина.

Егор Кончаловский, представлявший картину на её на working progress в конце 2017 года в Хайфе (Израиль), тогда отметил точно переданную атмосферу путча ГКЧП 1991 года – момента, которому посвящён фильм. С этим невозможно не согласиться.

Кадр из фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина.
Кадр из фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина.

Лев Прудкин рассказал читателям «Э-Вести», что при создании фильма он использовал «общие эмоции, воодушевление», витавшее в воздухе в 1991 году. «Другое дело, – продолжает он, – что я был слишком мал тогда, чтобы понять, насколько это всё важно, и как много было упущено. Надо было бы быть чуть постарше… Для меня это были просто отрывки к истории, которую я рассказал. Вот мой отец – он это помнит хорошо. Для него это было действительно мощным переживанием, поэтому он очень точно провёл эту линию». Режиссер уклоняется от того, чтобы считать киноленту политической, хотя и соглашается, что совсем уйти от политики ему не удалось.

Лев Прудкин, режиссер фильма «No-one»
Лев Прудкин, режиссер фильма «No-one»

В дополнение к рекомендации Егора Кончаловского, нам очень хочется обратить внимание зрителя на то, что фильм «No-One» знаменует собой появление нового образа генерала КГБ в российском кино. В советское время мы наблюдали с экранов идеальных партийцев и сотрудников госбезопасности с безупречной моралью. В предчувствии краха советской эпохи и в пост-перестроечное время мы могли видеть нечто противоположное – злодеев-чекистов и глуповатых советских руководителей.

Кадр из фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина.
Кадр из фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина.

Сегодня, когда советская эпоха стала завершенным историческим этапом, назрело переосмысление роли КГБ в событиях тех лет и уход от чёрно-белого воплощения его на экране. «Главная идея фильма была в том, чтобы создать главного героя необычным человеком и очень яркой личностью», – рассказал нам Лев Прудкин и подчеркнул, что этот образ не опирается на реальный – в жизни режиссеру не доводилось встречаться с генералами КГБ и даже бывать в их учреждении.

Кадр из фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина.
Кадр из фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина.

Создатель «No-One» и его отец – автор сценария Владимир Прудкин – сознательно или подсознательно попытались вписать путчистов в исторический контекст. Хотя место путча  разворачивается в Москве, художественным решением делается перенос места кульминации сюжета в Крым, откуда за семь десятилетий до этих событий уходили пароходы проигравшей политическую борьбу русской интеллигенции и осколков имперской аристократии. Параллель между поражением белой армии и крахом советского режима – одна из очевидных находок создателей киноленты No-one.

Другая состоит в том, что Прудкины ввели в образ главного героя – генерала Олега Сергеевича (его блестяще воплотил Народный артист РФ Вячеслав Жолобов) личную трагедию, и подняли его внутренние переживания на художественную высоту. Собственно, образ Олега Сергеевича стал водоразделом между сторонниками и противниками картины.

Народный артист РФ Вячеслав Жолобов
Народный артист РФ Вячеслав Жолобов

Вячеслав Иванович сумел вызвать искреннюю жалость к герою, которого он отнюдь не считает положительным. Удалось это сделать по двум причинам – во-первых, актёр считает, что в театре нужно испытывать сострадание. Во-вторых, во многом нравственному падению послужили обстоятельства: «Знаете, бывает так, что работает целая машина. Она налажена, у неё – свои законы. И вот эта ситуация так всё переворачивает, корёжит и ломает, что ей потребовался какой-то выхлест. Для этого и были придуманы эти козни… Если бы не было этой ситуации, они бы не родились», – пояснил он нам.

Актриса Тамара – очаровательная жена генерала КГБ поневоле стала детонатором. В исполнении Натальи Вдовиной героиня вызвала в памяти не то Елену Троянскую, не то Шэрон Стоун в фильме «Основной инстинкт». Бурная жажда страсти запутавшейся генеральши губит троих пленённых ею мужчин. И, хотя это остаётся за кадром, судьбы её самой и её сына. Зачем знаменитой актрисе понадобилось сниматься в домашнем эротическом кино племянника мужа? Уж не для того ли, чтобы освободиться от пут любви – единственного, что делало её («природную антисоветчицу») пленницей режима?

Неожиданную реализацию получило актёрское дарование Елизаветы Боярской. Её решение образа исполкомовской дочки – пленницы безответного чувства, готовой к борьбе за него, безупречно.

Кадр из фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина.
Кадр из фильма «No-one» режиссера Льва Прудкина.

Все три упомянутых героя – абсолютная удача режиссера, но и остальной актёрский состав выложился на все 100%. Каким будет впечатление зрителей от картины – представить сложно. Но если картина «No-One» всё-таки выйдет в прокат в России (как ни странно, этот вопрос ещё не решен), она вызовет самые жаркие споры и откроет дискуссию вокруг образа КГБ в кино.

Основная зрительская аудитория картины Льва Прудкина – интеллигенция, уставшая от пропаганды и желающая осмысливать свою историю. Единственное предостережение – это фильм действительно для взрослых, и здесь много (возможно, слишком) телесного.

Слева направо: Лев Прудкин, Георгий Марченко, Владимир Прудкин
Слева направо: Лев Прудкин, Георгий Марченко, Владимир Прудкин