Правительство обсуждает льготы для электромобилей

Правительство обсуждает льготы для электромобилей

Правительство России обсуждает возможность предоставление новых льгот для производителей и покупателей электромобилей, сообщают Известия. Будут ли они эффективны – большой вопрос.

Сейчас парк электромобилей страны насчитывает менее 5 тысяч штук, что составляет около 0.1% от всех машин в стране. Да, продажи новых электромобилей по итогам 10 месяцев 2019 года выросли в 2.8 раз, а продажи подержанных в 1.5 раза. Однако в абсолютных цифрах это 261 и 2’385 шт., соответственно (данные Автостат). То есть их доля рынка близка к нулю.

План стимулирования развития электрического транспорта в 2020 году, который сейчас рассматривают Минэкономразвития, Минпромторг, Минфин, и другие ведомства, предусматривает как дополнительные льготы владельцам, так и автопроизводителям.

Покупателей и автовладельцев электромобилей предлагается соблазнить бесплатной парковкой, нулевым транспортным налогом, бесплатным движением по платным трассам и разрешением двигаться по полосе общественного транспорта. Автопроизводителей предполагается простимулировать субсидиями и налоговыми льготами.

Пресс-служба правительства сообщает, что кабинет министров уже получил отклики на проект плана от всех заинтересованных ведомств, однако совещание по этой теме пока не назначено.

Главным критиком льгот является Минфин. Он говорит, что в бюджете на 2019-2021 года уже заложены средства на поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому направлению (4.6 млрд. в 2020 и 3 млрд. в 2021 гг.). Кроме того, есть программа льготного кредитования промпредприятий, программа субсидий экспортного производства, есть льготы на создание и модернизацию производства и много ещё чего. Поэтому ведомство считает нет необходимости создавать отдельную программу субсидирования и льготного налогообложения для электромобилей.

Что можно сказать? Да, конечно, всё есть, только очевидно, что это не работает.

Минтранс не поддерживает идею открыть доступ электромобилям на выделенные полосы, хотя тут же говорит, что это могут разрешить местные власти. В Москве, например, уже несколько лет парковка для электромобилей бесплатная.

Конечно, стоимость парковки – это существенная составляющая стоимости владения автомобиля, особенно в Москве, но этого видимо недостаточно, учитывая результаты продаж электромобилей.

Выбор официально продаваемых электромобилей в России пока крайне невелик:

  • BMW i3 – запас хода на электротяге 260 км, цена от 3’840’000 руб.
  • Renault Twizy – запас хода 100 км, цена от 949’000 руб.
  • Renault Kangoo Z.E. – запас хода 120-270 км, цена от 2’619’000 руб.
  • Porsche Taycan – запас хода 333-450 км, цена от 7’793’000 руб.
  • Jaguar I-Pace – запас хода 415-470 км, цена от 6’246’000 руб.

При этом серьёзно продается лишь Jaguar I-Pace – 40% объемов. Французские электромобили предлагаются корпоративным клиентам, а первые Porsche Taycan появятся в России только в сентябре 2020 года. На вторичном рынке лидирует Nissan Leaf с 95% долей продаж.

Эксперты полагают, что лучший способ развивать рынок электромобилей – это стимулировать спрос, как это делают за рубежом, где государство возвращает покупателям до трети стоимости машины. Минфин вряд ли пойдет на такой шаг, который будет стоить бюджету в своём максимальном пределе 8 трлн. рублей.

Возможно, нужно обратиться к примеру Китая, где Tesla за год «с нуля» построила завод и опустила цены на свои электромобили Model 3 сначала на 19% по сравнению с импортными, а затем ещё на 16%, практически уравняв цены на китайском и американском рынках. Ведь именно так должна работать локализация!

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку