Новости рынков

Правительство обдумывает очередную помощь мультипликаторам

Nu pogodi

Российские производители мультфильмов получат налоговые льготы – до 2023 года для них будут установлены страховые взносы во внебюджетные фонды на уровне 14%. Так, по мнению премьер-министра Д.А. Медведева, труженики российской анимации будут уравнены с производителями информационных технологий, уже имеющими такие льготы. “Требования по компетенциям, скажем, очень близкие, практически схожие”, – пояснил он и посетовал, что иначе мультипликаторы работают в более сложных условиях по сравнению с коллегами.

Цель поддержки анимации – сделать её конкурентноспособной в России и за рубежом. “В цифровую эпоху меняются и способы создания продуктов, и каналы распространения”, – говорит Медведев. Так, в российскую жизнь с диснеевскими мультиками вошло западное понятие “лицензирование”, когда производитель (или иной правообладатель) имеет право на изображение героев анимационной продукции и продаёт это право производителям других товаров.

Российские производители мультфильмов оказались в роли аутсайдеров, и им трудно извлечь прибыль из своей продукции, продать права на использование бренда лицензионным агентствам, работающих с ними “по остаточному принципу”. Исключение – несколько успешных мультяшных брендов: «Смешарики», «Маша и медведь» и «Лунтик». По оценке участников рынка, 90% прибыли от лицензий в России сегодня имеют зарубежные правообладатели.

Меры поддержки государством производителей российских мультфильмов – не новость. Ежегодно они получают несколько миллиардов из госбюджета на изготовление продукции. В себестоимости изготовления 80% – это затраты на оплату труда, поэтому экономия на налогах будет ощутима для мультипликаторов.

Минпромторг, со своей стороны, стремится стимулировать использование российских анимационных брендов российскими производителями товаров. Оценочно, такие товары вскоре составят до 5% потребительского рынка. Для этого российские производители получат компенсацию затрат на покупку лицензий на использование образов отечественных анимационных героев.

Обсуждаются также пожелания аниматоров о поддержке рекламы и розничных продаж. Например, об установлении обязательного процентного соотношения в продаже сетями отечественной и зарубежной лицензионной продукции.

Государство – основной инвестор в анимационную продукцию. Когда участники рынка говорят о государственном финансировании, то они понимают, что оно в основном касается крупных компаний. Кроме него возможно и финансирование из частных источников, но его сдерживает сегодня длинный срок возврата инвестиций.