Макроэкономика

Потребление товаров постепенно возвращается к норме

Потребление товаров постепенно возвращается к норме

Расходы россиян на товары постепенно возвращаются к докоронавирусным уровням, благодаря онлайн-продажам, свидетельствуют данные Сбербанка. Вместе с тем, сектор услуг по-прежнему находится в глубоком нокдауне.

Резкое падение потребления сразу после введения режима самоизоляции, когда реализация услуг снизилась на 60%, а непродовольственных товаров на 42% к аналогичному периоду прошлого года (г/г), спрос начал постепенно восстанавливаться, и на прошлой неделе (27 апреля – 03 мая) потери составили лишь -13.2%.

При этом уровень потребления продовольствия оказался на +11.5% больше, чем в 2019 году, спрос на непродовольственные товары оказался ниже «нормы» лишь на -9.3% г/г, а вот расходы на услуги уже несколько недель держатся ниже отметки в -50%.

В целом за апрель расходы на товары и услуги составили -17.2% г/г, что можно считать не плохим результатом для режима самоизоляции.

Как пишут аналитики, возвращение потребительского спроса сейчас происходит лишь посредством электронных каналов коммерции. Даже в сегменте автодилеров 30% от всех сделок были оплачены онлайн, хотя они традиционно избегают такого вида расчетов для минимизации своих издержек. Интересно, что в категории автозапчасти и аксессуары их доля около 18%.

Самая большая доля интернет-расчётов – 97.2% – зарегистрирована в категории «Образование», однако общий спад расходов по этой группе всё ещё очень велик -71.3%!

За последнюю неделю число категорий, чьи продажи превышают прошлогодние, удвоилось:

  • Цифровые товары (+66.4%)
  • Бытовая техника и электроника (+26.2%)
  • Книги/Музыка/Фото/Видео (+20.5%)
  • Спиртные напитки (+19.7%)
  • Телекоммуникационное оборудование (+16.4%)
  • Компьютеры и ПО (+3.6%)
  • Лекарства и медицинские товары (+3.5%)
  • Домашние животные (+2.8%)

То, что расходы начинают возвращаться к норме, с одной стороны, хорошо – бизнес выживет и сохранит часть рабочих мест. С другой стороны, на фоне падений доходов, о чем свидетельствуют данные Центробанка, может говорить о росте цен.

Согласно опросу, проведенному 16-24 апреля по заказу ЦБ, 42% респондентов говорят об ухудшении своего материального положения, 53% – о росте расходов. Главная причина роста трат (33%) – увеличение цен.

44% участников исследования сообщают о существенном сокращении расходов. Среди тех, чьё материально положение ухудшилось, их доля ещё больше – 69%, ведь каждый третий из них говорит, что полностью потерял работу.

У каждого второго (47%) в семье есть невыплаченный кредит.

Подписаться на рассылку