Размах кризиса, вызванного пандемией коронавируса и последующим режимом изоляции, могут оказаться намного шире, чем это представляется. В ближайшие полгода люди планируются ужаться во всём, включая еду, говорит исследование Ромир и BCG.
Общероссийское исследование потребительских настроений по более чем 40 товарных категорий показало, что три четверти граждан считают, что из-за коронавируса Covid-19 мир находится в серьёзной опасности, столько же говорят об изменении своего обычного образа жизни.
20% москвичей и 18% россиян сообщают о финансовых сложностях, еще 44 / 47% ощущают финансовую незащищенность. В какой-то мере чувство устойчивости есть у 29% жителей столицы и 33% страны. Финансово уверенно себя чувствуют, соответственно, только 7% москвичей и 2% россиян.
Прогнозы граждан о состоянии экономики консолидировано негативны. В Москве они более краткосрочные – 67% ожидают ухудшения в ближайшие 12 месяцев, и ещё 16% думают, что ситуация не исправится в ближайшие несколько лет. В целом по стране 59% считает, что плохим будет год, ещё 25% — это продлится несколько лет. Оптимистов в столице больше – 13% надеются на улучшение в ближайший год, в стране же таких – 9%.
Поэтому вполне логична реакция и планы людей на ближайшие полгода – сократить свои траты почти во всём.
Когда людей спрашивают, рост каких трат они ожидают, те отвечают – ЖКХ, интернет и мобильная связь, безрецептурные лекарства и свежие продукты. В общем это понятно, больше находишься дома – больше тратишь воды, электричества, плюс рост цен и тарифов.
В целом по 90% товарных категорий в ближайшие 6 месяцев ожидается падение потребления. Самыми популярными кандидатами на урезание расходов у нас – досуг и отдых (за это проголосовал 51% опрошенных), тематические парки, концерты, спа-салоны (-41%), рестораны (-39%), кинотеатры (-43%).
Довольно противоречивые планы относительно машин – 21% думает, что траты вырастут, 42% — упадут. Предположительное объяснение феномена – рост валютного курса – рост затрат. Аналогичная ситуация с подпиской на видео-контент (20% — повышение трат, 35% — снижение) и с доставкой продуктов (17% — рост бюджета, 34% — уменьшение). Возможно, с одной стороны это замещение высокобюджетных трат на развлечение и некий компромисс в пользу большей безопасности нежели лично посещать магазин.
Если сравнивать Россию с другими странами, то нельзя не заметить разительных отличий в моделях потребления и экономии. Соседи планируют вкладывать в сбережения, образование, медицину и товары для дома, мы – свели все потребности к «походному пайку».
В чем мы едины, так это урезание путешествий, ресторанов, бытовой техники и женской одежды.
Самое тревожное в ответах респондентов – это планы по сокращению расходов на еду во всех категориях. Небольшой положительный перевес имеют только свежие продукты – 13% людей сократят расходы, а 16% увеличат.
Причины сокращения: 20-27% — ожидают падение доходов, 23-34% — имеют уже запасы, 21-38% — общие планы по сокращению расходов данной категории.
Причины роста трат: 24-46% — ожидают роста цен,18-29% — надо сделать запасы, 17-27% — ожидают каких-то событий.
Аналогичная ситуация и в одежде.
Потребительские планы на ближайший месяц немного иные. Первыми от чего планируется отказаться – алкоголь, одежда, косметика и парфюмерия.