Полемика вокруг монархии имеет историческую подоплёку

полемика вокруг монархии в Испании

В сентябре 1943 года 8 франкистских генералов передали диктатору Франко письмо, написанное в самой откровенной и прямолинейной форме, с требованием передать власть в стране в руки монарха. Сегодня в Испании появилось большое количество публикаций, в том числе исследований и монографий таких авторов как Хуан Фернандес-Миранда, Хесус Калеро, Пол Престон, где отмечается, что ситуация ближе к концу Второй мировой войны и нынешняя ситуация в Испании чуть ли не идентичны.

Надо отметить, что тёмные силы в Испании всегда были, есть и будут дальше. Вместе с тем, именно от них исходит идея начала полемики вокруг целесообразности существования монархии сегодня, и особенно тот тезис, который в печати всё больше раскручивается — схожесть ситуации вокруг монархии и целесообразности её существования.

Однако ошибаются те представители бункера, которые надеются, изменив государственный строй в Испании, сохранить свои властные и экономические позиции как в испанской экономике, так и в мировой экономике в целом. Это ошибка. Это заблуждение.

С изменением государственного строя — ликвидацией легитимной монархии, которую они намерены сделать руками левых партий, произойдёт стратегическая ошибка, которая повлечёт за собой экономические, социально-экономические и политические последствия не только в Испании, но и, возможно, в Европе в целом.

Однако вернёмся к эпизоду середины сентября 1943 года. 15 сентября в разгар Второй мировой войны, когда уже было ясно, что она закончится крахом Третьего Рейха — главного оплота и гаранта режима Франко, ряд генералов во главе с легендарным (по франскистским меркам) генералом Хосе Энрике Варелой совершил беспрецедентный политический сальтомортале.

Я должен детально описать этот эпизод, чтобы меня не упрекнули в предвзятости и нарочитости в придании значения этого исторического акта.

Хосе Энрике Варела призывает к монархии
Хосе Энрике Варела призывает к монархии

Хосе Энрике Варела был знаменит во франкистской Испании как ярый монархист и как старший офицер, покрывший себя славой освободителя толедского Алькасара от республиканцев. Напомню, что ещё в 1933 году генерал был арестован республиканскими властями за свои ярые монархические убеждения.

Теперь тот же Варела свои убеждения выразил перед лицом своего командующего — диктатора Франко.

По традициям испанской армии, генералы обязаны были носить baston de mando — специальный генеральский жезл, который весит более 2 килограммов. Войдя к диктатору в кабинет твёрдым упругим шагом (это было сделано без доклада, необходимого во всех случаях, кроме нескольких, предусмотренных для особо близкого круга Франко, которым он доверял), генерал буквально заставил сидящего за столом командующего в своём присутствии прочитать письмо, которое было у него в кармане.

Уже сам факт, что кто-то заставил диктатора что-то прочесть, был само по себе беспрецедентным событием. Генерал Хосе Энрике Варела в знак важности этого момента приложил свой генеральский жезл к столу, за которым сидел Франсиско Франко.

Ситуация была настолько напряжённая и выходящая из ряда вон, что диктатору ничего другого не оставалось, как взять из рук генерала письмо и зачитать его. Пока Франко читал письмо, генерал стоял молча и сверлил своим энергичным взглядом голову диктатора, склонённую над письмом, где говорилось буквально следующее: «Мы требуем наделить Испанию таким государственным режимом, которого она достойна и которого мы все жаждем».

Письмо подписали 8 генералом-монархистов, стяжавших славу успешных франкисистких генералов, в том числе генералы Давила, Оргаз, Сол, многие из которых ещё в африканскую кампанию воевали с рифскими племенами бок о бок с самим Франко.

Последний был предупреждён о приходе генерала Варелы и о предмете его озабоченности: диктатор знал о письме от одного из крупных деятелей Опус Деи Рафаэля Кальво Серера. Но Франко и ухом не повёл, чтобы продемонстрировать, что уже знает и о письме, и о подписантах.

Мы знаем, что письму придавалось очень большое значение как в монархических кругах как Испании, так и за рубежом. Более того, одно время было стойкое ощущение, что Франко вполне может пойти на выполнение требований подписантов и провозгласить монархию в Испании.

Но, как пишут авторы книги «Дон Хуан против Франко. Секретные документы режима» Хуан Фернандес-Миранда и Хесус Калеро, отношения между Франсиско Франко и отцом Хуана-Карлоса I — дедом нынешнего короля Филиппа VI были настолько плохи, что в тот момент это было абсолютно невозможно.

Королевский дом и всё монархическое движение считало Франко выскочкой, предателем и социал-националистом в душе. По мнению генерала-африканиста Мигеля Кабанельеса: «Франко был в моём подчинении в северной Африке, командовал одной из колонн армии, и обладает настолько честолюбивым характером и неуёмными амбициями к власти, что однажды взяв власть в свои руки, он больше никогда её никому не передаст и умрёт сам на этой однажды захваченной должности».

Этот комментарий лёг в основу всего исследовательского процесса вокруг фигуры Франсиско Франко до сегодняшнего дня. Фраза была произнесена Кабанельесом, когда он узнал, что Франко был в сентябре 1936 года стал главой государства Советом национальной обороны.

На следующий день после прихода генерала Варелы, Франко стал по одному приглашать в кабинет всех подписантов. Каждого из них он благодарил за службу, за внимание к себе, за честь и доблесть, проявленную на полях сражений, и каждого спрашивал о мотивах, по которым тот выступает за вышеупомянутую позицию — провозглашение монархии в Испании.

Проделав всю эту процедуру до конца, выслушав всех до единого, он, как пишет генерал Альфредо Кинделан, знавший о том, что в Испании за восстановление монархии ратуют не менее 200 тысяч монархистов, ненавидящих Франко лютой ненавистью и хотят, чтобы он немедленно ушёл от власти, остался при ней. Это мнение Кинделан высказывал неоднократно, в частности, Международной службе новостей.

Ряд историков утверждают, что как только Германия вступила на землю Польши в 1939 году, в Испании начался проект «Монархия» — операция, сводящаяся к тому, чтобы привести к власти в стране династию Бурбонов в лице Хуана де Бурбона. Для этого было проведено ряд переговоров с Германией и Англией. «Размен» с Германией звучал приблизительно так: «Бурбоны готовы сблизиться с Германией в обмен на лишение Каудильо моральной поддержки Третьего Рейха».

Легенда о существовании генеральского заговора против Франко на протяжении всего периода его у власти строился на том, что монархисты всегда стояли за то, чтобы Франко немедленно передал власть в монархическое правление. Но, как известно, единственное, на что пошёл Франко — это на объявление себя регентом несовершеннолетнего принца Карлоса Бурбона в 1947 году.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку