«Орфей» в театре Покровского вывел на первое место Амура

Pokrovskogo Theatre "Orpheus"

Камерный театр Б. Покровского предложил своим зрителям новое видение оперы К. В. Глюка в редакции Г. Берлиоза, на французском языке. Воссоздание оперы в театре было идеей Музыкального руководителя театра народного артиста СССР Г.Н. Рождественского. В постановке многое имеет современный вид, а на первый план выходит образ Амура.

Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Ritter von Gluck, 1714-1787) – немецкий композитор, представитель классицизма. Театральное действо (azioneteatrale) «Орфей и Эвридика», созданное в 1762 году в Вене, стало плодом сотрудничества с итальянским поэтом и драматургом Р. Кальцабиджи и балетмейстером Г. Анджолини и открыло новую эпоху в европейском театре, поскольку реформировало оперу-сериа. Война между сторонниками традиций и реформ вылилась в противостояние «глюкистов и пиччинистов».

Гектор Берлиоз (Louis-Hector Berlioz, 1803-1869) – французский композитор, представитель романтизма. Атеист, противник династии Бурбонов, оркестовавший «Марсельезу», он имел новаторские музыкально-эстетические взгляды. Глюк был одним из идеалов композитора, его операм посвящены музыковедческие статьи Берлиоза. Опера «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка была отредактирована с минимальным вмешательством в текст автора. Редакция оперы была сделана для Полины Виардо, музы И.С. Тургенева и прототипа героини романа «Консуэло» Ж. Санд. Спектакль с участием певицы имел огромный успех.

В I веке до Р.Х. римский поэт Вергилий (Publius Vergilius Maro) написал свои «Георгики» (γεωργεῖν) – поэтические практические руководства по сельскому хозяйству. В четвёртой книге, посвящённой пчеловодству, рассказывалось о пчёлах и их повадках, а также о религиозных культах и легендах, связанных с ними. Так появился поэтический образ певца Орфея, дважды потерявшего свою жену – Эвридику. Убегая от Аристея, она погибла от укуса змеи. Пчёлы Аристея страдали за роль хозяина в её смерти. Хотя Орфею удалось вырвать жену из царства мёртвых жалобными песнями, он потерял её вторично при выходе из преисподней, а сам он был разорван фракийскими жрицами, попав в Вакханалии. А Аристей, совершив жертву богам, оздоровил своих пчёл.

Опера К.В. Глюка, хотя и сохраняет драматичность сюжета, но делает его гораздо светлее. Договор Орфея заключался не с царством мёртвых, а с богами, которые прислали к нему Эроса (Амура) и пообещали воскрешение любимой за голос нежной лиры, если он выведет её из преисподней и не обернется. И хотя Орфей обернулся, не выдержав упрёков жены, боги снова сжалились над ним и воскресили Эвридику. Действие заканчивается праздником во дворце Эроса.

T. Koninskaya (Euridice) and T. Kasimova (Amur)
T. Koninskaya (Euridice) and T. Kasimova (Amur)

Современная постановка театра Покровского, осуществлённая художественным руководителем театра М. Кисляровым, сохраняет динамику развития сюжета, продолжая курс на счастливый финал, и идёт ещё больше навстречу Амуру (Эросу). Очаровательный Амур, голос которого полон любви, выглядит как игривая студентка наших дней. Эвридика приобретает черты легкомысленной женщины, выбор которой определил страдания мужа. Основной драматизм несёт в себе партия Орфея, традиционно исполняемая контральто, отчего он выглядит одиноким и даже несколько отстранённым от действия.

Музыка К.В. Глюка, звучащая на современный лад и лишённая барочных украшений, привычный современному зрителю вокал, оформление декораций с использованием современных технологий, — всё это, безусловно, приближает сюжет к зрителю наших дней. Мы полагаем, что всем любителям придания классическим вещам современности будет интересно посмотреть на «Орфея и Эвридику» в театре Покровского, который в очередной раз подтвердил славу смелого экспериментатора. Актёры, традиционно для театра, целиком отдаются постановке и играют профессионально и с душой. И, конечно, музыка Глюка прекрасна.

На вопрос «Э-Вести» о том, что вдохновляло режиссера на такое решение сцен, М. Кисляров сказал: «В первую очередь, меня вдохновляла музыка, которая руководила в том числе моей фантазией. Именно музыка говорила о том, что правильно, а что нет. Честно Вам скажу, что эта версия пришла в одну секунду, когда я работал над совершенно другой версией. Я всё отставил, и сосредоточился именно на ней. Правильная она или неправильная – судить вам. С моей точки зрения, с точки зрения музыки, она правильная».

Оперу можно увидеть 17, 18, 20, 21 и 22 декабря 2016 года. Кроме того, в память о певице П. Виардо в фойе театра располагается галерея её портретов.

Источники: Newhermes.ru, Libretto-oper.ru

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку