«Поединок» Куприна ожил в Содружестве актёров Таганки

«Поединок» Куприна ожил в Содружестве актёров Таганки

Я не хочу сказать о том, что мы похоронили в своей памяти Александра Ивановича Куприна — великого русского писателя, которого многие из нас помнят по школьной программе. «Поединок», как многое в его творчестве, врезается в сознание и входит в душу, потому что именно к ней и обращается этот мастер русского слова. Но у нас больше нет подпоручиков, не приняты поединки между офицерами и в значительной степени изменилась мораль семейных отношений; поэтому зачастую люди относятся к русской классике XIX века- н. XX века как к экскурсии в историю. И многое упускают.

Вот здесь на помощь зрителям приходит высокое современное искусство. Если оно настоящее, талантливое, то такое искусство способно рассказать современнику на его языке, доступными ему сценическими средствами всю проблематику, которую поднял автор прошлого века. И вдруг оказывается, что «Поединок» Куприна — это рассказ о нашем времени, и в нём есть ответ на вызовы наших дней.

Именно такой спектакль мы увидели в «Содружестве актёров Таганки». Он готовится к премьере 9 января 2021 года.

Очень удачно и своевременно выбрана тема: морально-нравственные идеалы для молодёжи, и кстати выбран сам Куприн, незаслуженно заслонённый другими более громкими именами. Причина ясна — Куприн не принял революцию.

«Поединок» Куприна ожил в Содружестве актёров ТаганкиХудожественная постановка его произведений, пожалуй, требует более высокого напряжения не только в отражении характеров эпохи и их рестрансляцию в сегодняшний день, но и необходимости придать самому спектаклю (может быть, даже в виде декораций и реквизите) краску, дух и саму атмосферу пореформенной поры, когда отношения можно было решать путём дуэли и арбитража в лице любимой женщины.

Режиссер спектакля — молодой, но уже известный автор постановок Содружества Екатерина Королёва, которая начала свой режиссерский путь в этом театре со сказок «Приключения Львёнка», «Чиполлино», «Цветика-семицветика» и ряда других. Теперь появился «Поединок», превратившийся в пьесу о молодых.

Если сказать, что «Поединок» Куприна в «Содружестве актёров Таганки» — это спектакль о молодых и для молодых, то это не совсем так. Люди любого возраста поймут и оценят его. Но то, что у «Поединка» есть шанс стать одним из любимых спектаклей молодёжи — это точно. Будь это поколения X, Y или Z.

«Поединок» Куприна ожил в Содружестве актёров ТаганкиБеру на себя трудную роль описать совершенно новое явление московской сценической жизни, но уверена, что это будет не более чем его схематичное обозначение. Это надо видеть воочию.

Первый акт спектакля сродни мюзиклу. Классические образы, исключительно точно переданные прекрасными молодыми актёрами Содружества, дополняются песнями под гитару, современными по стилю танцевальными и вокальными номерами. Сценическое действо за счёт этого расширяется, выходит за пределы полка, и зритель теряется: то ли он видит современных призывников, то ли студенческий турпоход, то ли камеру предварительного заключения, то ли движение поезда…

«Поединок» Куприна ожил в Содружестве актёров ТаганкиСценические костюмы несут в себе и характеристики героев, и элементы своего времени, и представляют собой современную одежду. Каждый герой вводится в повествование современными художественными методами, но при этом остаётся аутентичным персонажем русской классики. Это было сделано Екатериной Королёвой гениально, тонко и с большим вкусом.

Подпоручик Ромашов в исполнении Нико Саладзе — это потрясающее попадание в образ. Молодой офицер — человек чести и жертва любви, держит основной нерв спектакля. Не знаю, что сказал бы Станиславский, глядя на его игру, но в моей голове всё время проносилось: «Верю». Это была не игра, но сама жизнь.

«Поединок» Куприна ожил в Содружестве актёров ТаганкиЕго отставленную возлюбленную сыграла Евгения Стегний. Яркая актриса стала неподражаемым злым гением — вроде Идалии Полетики в биографии Пушкина, которой приписывают демоническую роль в его трагической гибели. Как страстен её танец, какой горечью и ядом ненависти полны её глаза! Такая не отстанет, такая уничтожит и не остановится ни перед чем.

Другим злым гением судьбы подпоручика Ромашова была Александра (Надежда Бодякова). Сначала она — вся сострадание к наказанному юноше, и мы почти верим в её любовь, её твёрдые принципы и самопожертвование. Но что-то слишком томное и высокомерное появляется в ней уже к концу первого акта, и неудивительно, что эта соблазнительная самолюбивая женщина даст импульс к развитию Ромашова и одновременно не моргнув глазом отправит его на плаху, если это потребуется.

«Поединок» Куприна ожил в Содружестве актёров ТаганкиВесь второй акт — это анатомия душ героев. Мы видим, как назревает трагедия, как она витает в воздухе. Одни укрепляются в своей духовной силе, другие живут только своими сиюминутными желаниями.

С лёгкостью между строк во время финального разговора влюблённого Ромашова и его Шурочки читается то, что у Куприна требует темноты, шёпота и ароматов. А за писательским эпилогом — рапортом чиновника о поединке, следует главное в произведении и всём творчестве писателя — гимн любви. И в смерти Куприн видел надежду — переход в новый мир и освобождение любви от мирского несовершенства.

«Поединок» Куприна ожил в Содружестве актёров ТаганкиЛюбовь, честь, верность — этим категориям посвящены все спектакли театра «Содружества актёров Таганки», основатель которого положил жизнь на борьбу с несправедливостью. «Поединок» — это очень сильный аргумент в пользу тех же принципов. Жаль только одного — что Николай Губенко не придёт на эту премьеру и не сможет порадоваться за блестящих своих учеников: Екатерину Королёву и актёров, без которых её прекрасное новое слово в искусстве не удалось бы произнести.

Ещё раз спасибо за Куприна. Эта фигура знаковая во всей литературе пореформенной поры.

Он славился своей художественной плодовитостью. Некоторые утверждали, что он-де графоман. Перед ним можно было положить на столе стопку чистых листов бумаги, и какого бы объёма она ни была — он всё испишет. Но Куприн как никто мог сформулировать чувства женщины образно и точно. Это дар, который был дан не всем даже великим русским писателям.

«Поединок» Куприна ожил в Содружестве актёров ТаганкиНам как зрителям было бы интересней (а я думаю, что это украсило бы и спектакль), если бы на сцене было бы побольше самого Куприна. Атмосферы эпохи всё же было маловато. Не в качестве критики, но в качестве пожелания, мы предложили бы добавить реалий той поры.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку