Почему в Испании социальная справедливость понимается иначе?

Последний доклад крупнейшего испанского банка BBUBA говорит о том, что  в вопросе о социальном равенстве Испания близка не к странам Евросоюза, членом которого страна является, а к России. Чем интересен доклад авторитетного европейского финансового учреждения? Тем, что обращает внимание на вновь выявленную особенность испанцев в их понимании социальной справедливости.

Исследование было проведено в пяти странах Европы, и в результате получился сравнительный анализ через призму отношения населения к вопросу социального неравенства (следовательно, и к социальной справедливости).

Здесь интересно то, что (как и русские) испанцы считают, что основная тяжесть и бремя ответственности за режим социального равенства в обществе лежит на государстве. Такие вопросы, как здравоохранение, медицинское обслуживание, потребление, уровень жизни относятся целиком и полностью к зоне правовой ответственности не общества и не бизнес-структур, а государственных институтов.

Доклад приводит цифру: 67% населения считают государство главным ответчиком за основные вопросы жизнедеятельности населения (для сравнения, в России — 73%, по данным ВЦИОМ и Левада-Центр (последний признан иноагентом в РФ)).

Подоплёка, первопричина столь высокой ориентированности испанского населения на всемогущие полномочия государства объясняется очень просто: с одной стороны, длительное время (40 лет) в Испании властвовала однопартийная тоталитарная диктатура, а с 1977 года правящие Народная партия (правопреемники идеологии прежнего режима) и испанские левые (в целом, последователи левых и коммунистических идеологий Восточной Европы) приучили испанское население к тому, что надо прежде всего уповать на всемогущество государственных инструментов власти, а лишь только потом — на институты гражданского общества.

Испанская демократия такая же молодая, как и российская. Разница лишь в том, что хотя и та, и другая стоят на худосочных тоненьких хрупких ножках, испанская демократия всё больше впитывает в себя соки старых европейских демократий с давней исторической традицией. К ним относятся такие страны, как Франция, Голландия, Швейцария, Бельгия и другие, где за последние 30 лет побывало (либо по работе, либо по линии родственных связей) более половины населения Испании.

Понятно, что вопросы о критериальности социальной справедливости в Испании не праздные. Их дальний горизонт, на самом деле, это стратегия социально-политического, а значит и экономического, развития страны на средне- и долгосрочную перспективу.

Региональные партии (партии, мажоритарные в регионах, особенно в так называемых национальных окраинах  — Страна Басков, Галисия, Каталония) в той или иной степени пародируют старших братьев на федеральном уровне. Их основной социальный дискурс, пожалуй, можно сформулировать как близкий к основной дихотомии: богатые должны помогать государству, а государство, в свою очередь, должно справедливо распределять национальные материальные ресурсы.

И последнее. Авторитетный коммерческий банк BBUBA, который ещё в XVII веке имел право эмитировать национальную валюту в Испании, с тех пор не только продержался на плову, но и многократно увеличил свой уставной капитал, продолжает влиять прямо или опосредованно на основные тренды развития социально-экономической обстановки в Испании. А его доклад, в свою очередь, говорит о том, что не прав был Милтон Фридман, утверждавший выдвинувший тезис о том, что социальная ответственность бизнеса сводится только к обворовыванию своих акционеров.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку