Мир

Почему русская история важна сегодня для Испании?

Посол Испании в Москве г-н Фернандо Вальдеррама производит впечатление вдумчивого и мыслящего интеллектуала. Я бы на его месте послал перевод “Истории одного города” Салтыкова-Щедрина 1870 года издания в Испанию. Если лидер Подемос Пабло Иглесиас и читал эту книгу, то ему следовало бы перечитать её вновь.

Русская классика на то и хороша, что она даёт в сжатом виде “подсказки” всем без исключения политическим лидерам современного мира.

Конечно, и испанская классика (прежде всего, её главное сокровище – “Дон Кихот” Сервантеса, а также произведения Лопе де Вега, Кальдерона, Кеведо, Мигеля де Унамуно, Хосе Ортега-и-Гассета, Хавьера Субири, Пио Бароха  – лишь малая толика того, чем богата на умы и на зоркий глаз пиренейская страна) учит. Однако история города Глупова и семьи Головлёвых – вещь особая и уникальная. Даже в России многие увлечены произведениями Егора Гайдара, других теоретиков и прозаиков так называемой “либеральной волны”, в то время как у нас давным-давно всё сказано.

Я имею в виду всё сказанное относительно не только того, как должно быть устроено общество, что должно быть в нём духовного, а что – материального, но и как им управлять, какими средствами это делать и какой должны быть цель и пафос движения вперёд.

Льюис Кэррол в своём нетленном произведении “Алиса в Зазеркалье” говорил о том, что надо очень быстро бежать на месте, чтобы двигаться вперёд. А ведь в этом что-то есть! Ведь если посмотреть на современную историю Испании, то мы увидим огромное количество не просто параллелей, а прямо-таки исторических совпадений. Поверьте, моя рекомендация прочитать произведения Салтыкова-Щедрина – совет, лишённый всякой иронии. Это не демонстрация своих знаний русской классики писателем-интеллектуалом. Это добрый совет искреннего доброжелателя не делать то, что уже делалось раньше не только в других странах, но и в самой Испании. Кстати сказать, в её ещё совсем недавней истории, то есть, в две предыдущие легислатуры (до прихода к власти правительства во главе с Педро Санчесом).

Как ни крути, что ни говори, но общество и экономика не могут развиваться самостоятельно, что называется “вне времени, вне пространства”. Главное направляющее звено в поступательном процессе – это правительство.

Правительство – это коллектив людей, объединенных мало-мальски единой скрепой, единой идеологемой. В данном случае, суть идеологемы, её центральное звено – это глубокая трансформация социально-экономической системы в Испании.

Посудите сами. Никуда не деться от существенных, радикальных, глубинных преобразований этой сферы в Испании. Без этого не вырваться на “просторы Вселенной”, не стать драйвером мировой экономики.

У меня всё больше и больше складывается впечатление о том, что интеллектуальное звено испанского правящего класса смирилось с ролью страны второго эшелона развития. Если ещё в начале прошлого века, при всех катаклизмах и известных потрясениях, страна ставила перед собой задачу выйти в передовые страны мира, то сейчас всё чаще и чаще из уст политических лидеров и аналитиков слышны слова умеренные, свидетельствующие об угасающем экономическом энтузиазме.

Обидно. И, самое главное – это не отражает реальных условий возможного экономического и геостратегического потенциала страны. Задача для Испании возглавить второй эшелон ЕС (в первый входят Франция, Германия и Италия) – это мелкая, второстепенная задача.

Задача для Испании должна быть как минимум возглавить весь испаноязычный мир, а, может быть, и западный мир в целом. А ведь мы помним, что такое уже было. Так почему бы этому не быть и сегодня? Для этого есть абсолютно все данные и возможности. Прежде всего, системно-экономические и структурно-потенциальные.

Кто-то скажет: “А ведь автор этих строк что-то недоговаривает! Он что-то знает, но почему-то об этом не пишет!”. Нет, это не так.

Я именно поэтому и рекомендую товарищам, господам, сеньорам или компаньерос в правительстве Педро Санчеса перелистать ещё раз “Историю одного города” Салтыкова-Щедрина на предмет актуальности этой летописи, хроники российского города для сегодняшней Испании и на предмет тех задач, которые ставятся в социально-экономической и общественной жизни этой замечательной пиренейской страны.

Я вчера был на концерте Моцарта, слушал его “Реквием” – Лакримозу. Последняя часть этого вечного и оптимистичного, высокодуховного произведения заканчивается тем, что называется Lux Aeterna – Вечный Свет. Я бы закончил это краткое эссе следующими словами: “Да прольётся Lux Aeterna на землю и на общество Испании”. Даже если этого не произойдёт прямо сейчас, то уже в течение года в стране будут видны заметные изменения, которые послужат ярким примером не только для европейских стран, но и далёких, включая великую Россию с её вечными проблемами, описанными великим выпускником 1844 года Царскосельского лицея – заведения, где тогда всё ещё витал дух другого его выпускника – Пушкина.

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News