Почему Любовь Орлову называли «советской Марлен Дитрих»?

Любовь Орлова

Долгое время считалось, что Любовь Орлова — советская Марлен Дитрих, потому что место кинодивы с советском кинематографическом ареопаге сопоставимо с тем местом, которое занимала голливудская звезда. Между тем, под этим было реальное историческое событие — романтическая история, связавшая Григория Александрова и Марлен Дитрих.

В одно из первых путешествий советских кинематографистов в Голливуд по заданию верховного советского руководства с целью заимствования опыта создания советского кинопроизводства, в Америку отправили молодых талантливых Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова.

Молва говорит о том, что советских работников киноиндустрии их коллеги в Голливуде приняли самым радушным образом, причём это объяснялось не только стремлением обеих сторон заручиться долгосрочными творческими связями (планы были стратегического характера), но и «породниться домами». С обеих сторон была установка наладить тесные межличностные связи, которые бы носили неформальный креативный характер.

Григорий Александров
Григорий Александров

Цель была одна — поднять советскую киноиндустрию на высокий технологический уровень и придать размах и масштаб советскому киноделу. Результатом такой поездки должно было стать познание сути и тайн становления масштабного американского кинопроизводства: его технологический уровень, использование им опыта мировой кинопромышленности, образ жизни американских актёров и актрис — всё, что могло бы быть полезным для создающегося к тому моменту советского киноконцерна — будущего «Мосфильма».

Советские кинодеятели настолько вжились в свою роль, что они установили и развили личные отношения с большим числом американских звёзд. Об этом эпизоде советско-американских киносвязей написано огромное число монографий и исследований.

Сегодня мы хотели бы вспомнить ещё об одной «краске»: романтической истории, которая была прелюдией для звёздного брака Григория Александрова и Любови Орловой.

По российскому телевидению часто повторяют знаменитую кинокомедию «Весна». Это творение Григория Александрова, где в главной роли выступает его муза — Любовь Орлова. Если Вы помните, в фильме есть такой эпизод, когда учёного-физика товарища Никитину сажают в кресло гримёра и примеряют ей разной конфигурации формы губ — то продолговатые, то округлые… Но это всё взято и навеяно режиссёру Александрову образом его бывшей возлюбленной Марлен Дитрих.

Кстати сказать, главная героиня в этом фильме уже удивительным образом внешне напоминает голливудскую звезду. Она блондинка, с выщипанными бровями, макияжем, напоминающим томную и высокомерную до надменности Марлен.

Марлен Дитрих
Марлен Дитрих

Роман Григория Александрова и Марлен Дитрих — не секретная история в отношениях двух мировых звёзд. Об этом много написано и сказано. Практически во всех биографиях Марлен Дитрих (а их множество) неизменно говорится о таком курьёзном эпизоде в её жизни, как её связь с заезжим русским.

Это мне иногда напоминает другой резонансный союз — романтическую связь Модильяни и Ахматовой, некий исторический курьёз, вкрапление в межцивилизационные связи. Иногда это даже преподносится под рубрикой «русские на Западе», что всегда очень смешно.

Вместе с тем, что было, то было. Такая романтическая связь была, и она была продолжительна. Как отмечают современники, отношения Григория Александрова и Марлен Дитрих зашли настолько далеко, что всё шло к браку двух кинозвёзд. Будто бы на этот брак было даже испрошено разрешение у Сталина, на что последний якобы дал своё согласие, будучи заинтересованным в том, чтобы американка немецкого происхождения приехала в СССР.

Вместе с тем, событию не суждено было состояться — брак распался. Помолвка была расторгнута, хотя отношения между двумя кинодеятелями продолжались на протяжении всей их жизни. Они продолжали относиться друг к другу с уважением и симпатией.

Любовь Орлова и Григорий Александров
Любовь Орлова и Григорий Александров

После длительной командировки за рубеж, судьба свела Григория Александрова и Любовь Орлову. Их союз, скреплённый любовью и взаимным уважением, был заключён на всю жизнь. Как творческий, так и человеческий.

Любовь Орлова
Любовь Орлова

Чета была образцово-показательна не только для советского бомонда, но и для всего советского общества. Ей подражали как в образе жизни и нарядах, так и в отношениях Орловой и Александрова друг к другу. Они были трепетны до слёз до конца, хотя детей Любовь Орлова не имела не только от Григория Александрова, но ни от одного из своих мужей (режиссёр был вторым её официальным мужем).

Супруги везде появлялись вместе, держали друг друга за руки, а Александров неизменно поддерживал Орлову под локоток. Жили они в доме на Пушкинской площади, где теперь находится Макдональдс. Там до сих пор можно видеть мемориальную доску с профилем советской кинобогини.

Надо сказать, что её изображение удивительно точно отражает лицо и даже настроение советской актрисы, с которой не сходила джокондовская улыбка и добрый прищур её с поволокой русских глаз.

Одновременно в облике Орловой отразились режиссёрские и человеческие предпочтения её мужа. Весь её имидж — это римейк с образа Марлен Дитрих. Часто можно встретить портреты рядом в полный рост двух кинодив, которые напоминают друг друга.

Любовь Орлова
До встречи с Александровым Любовь Орлова мало напоминала то, что создал из неё Александров на основе образа Марлен Дитрих

И в самом деле, приходит на ум мысль о том, что Григорий Александров пытался воссоздать в жене образ любимой женщины, и ему это удалось — он воплотил его в ней.

Так великий киноволшебник до конца жизни имел в одной женщине двух: Марлен Дитрих и свою жену, бесконечно им любимую — Любовь Орлову.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку