Почему детектив — самый популярный литературный жанр

Жанр детектива в литературе

Как посчитала Российская книжная палата, Агата Кристи находится на 7-м месте среди всех самых популярных авторов письменного слова. И это среди таких столпов литературы, как Лев Толстой, Антон Чехов, Чарльз Диккенс, Уильям Шекспир и т.д. Удивительно то, что каждый начинающий литератор пробует свои силы во всех жанрах. Так было и с Агатой Кристи.

Её первое литературное произведение «Снег в пустыне» не то, что не был популярен, но его опубликовали только после того, как она стала автором таких произведений, как «Убийство Роджера Эккройда» и «Восточный экспресс».

Успех этой писательницы удивителен не тем, что её издавали не миллионными, а миллиардными тиражами, но тем, что её произведения — это дань эпохе. Они источают необыкновенный аромат описания быта и особенного внимания к реалиям времени.

Писательница «угадала» не только сюжетный стиль и нашла жанр женского детектива, но она стала второй королевой Викторией по бытописанию и, по сути дела, стала»владычицей дум» целой, почти вековой эпохи.

Немногим удалось ей подражать, по крайней мере, успешно. После неё была масса попыток найти своё место под солнцем, всех привлекал жанр детектива как своего рода литературный клондайк — возможность быстро и масштабно обогатиться.

У Агаты Кристи, помимо всего прочего, был собственный язык. Точный, но одновременно метафоричный. Ему и впрямь подражать было сложно.

Кроме того, придуманные ей персонажи полны обаяния, тонкого шарма. Они притягивали к себе не только как объекты расследования, но и как образцы для подражания эпохи. Все прекрасно знают бельгийца Эркюля Пуаро, который появляется в 1920 году и, закончив земной путь, передаёт эстафету миссис Марпл — старушке глубокого аналитического ума, обладавшей поистине провидческими способностями. В её образе мы неизменно угадываем саму Агату Кристи — она и хотела быть миссис Марпл.

Многие начинающие авторы детективов подолгу ходили вокруг да около, прежде чем нашли свою нишу. Наиболее яркими проявлениями я бы назвал несколько российских авторов, ныне ставших всемирно известными. Например, Бориса Акунина.

В основе его исканий на начальном этапе детективной карьеры просматривался поиск тех же необходимых для успешного автора детективов критериев. Требовалось придумать обаятельный центральный персонаж и, самое главное, погрузиться в эпоху.

Этот автор уловил, и верно уловил тенденции в исканиях среди интеллигенции высоких образцов для подражания и высоких стандартов эпохи, намечавшиеся в ту пору. Акунин, обладавший литературным чутьем, верно выяснил для себя, что после разрушения СССР и краха панагломератических идеологий человеку хочется чего-то уютного, сокровенного, тёплого, но бесконечно родного. Того, что постсоветский человек неизменно связывал с провалившейся в бездну российской империей.

Удивительным образом была найдена правильная историческая тональность, изучив которую детально и досконально, автор с присущим ему литературным даром представил её современному читателю в яркой, рельефной, выпуклой и ощутимой форме. Удивляет погружение в атмосферу эпохи, знание реалий и уважительное отношение к ушедшему государству и строю.

Именно исторический детектив является ноу-хау всего детективного жанра постсоветской поры. И здесь ты даже до конца не знаешь, что важнее: аромат сюжетной эпохи или сама сюжетная линия, которая всегда запутала и завораживает до конца.

Пожалуй, я мог бы сравнить с ним только ещё одного автора детективов, который так уважительно касался эпохи — Агату Кристи. Но она с той разницей, что писательница жила в эпоху 1920-1930 годов, которую она описывала. А Борис Акунин с религиозной точностью отразил эпоху, в которую он погрузил сам себя.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку