Победы «Золотого Витязя» отразили нужду зрителя в духовной пище

Победы «Золотого Витязя» отразили нужду зрителя в духовной пище

В конце 2018 года в России прошло несколько кинофестивалей: «Лучезарный ангел», «Радонеж», «Сталкер». Закончился год театральным фестивалем «Золотой Витязь», первую премию которого вновь получил Луганский театр за постановку «Тарас Бульба». 

Кинотеатр Октябрь в фестивальный период был похож на площадку противостояний «демонов» и «ангелов». Когда в зал на одном этаже шли зрители с попкорном и напитками смотреть фильмы Британского кинофестиваля, то мимо, на этаж выше, почти крестясь, проходили зрители на «Лучезарный ангел», чтобы смотреть кино о разумном, добром и вечном.

Нас не удивило, что первую премию «Золотого Витязя» получил «Тарас Бульба» Луганского театра — это блистательный спектакль, тронувший до слёз потрясённых зрителей, аплодировавших артистам минут двадцать, стоя. Такого давно не видывали московские сцены! Во времена, когда некоторые худруки-москвичи делают ставку на коммерческий успех, а не на катарсис, преображающий и углубляющий человеческую душу, спектакль действительно способен потрясти.

Об этом прекрасном театре, объединяющем и вдохновляющем народ в это непростое военное время, и о том, как ему это удаётся, рассказывает исполнитель главной роли Тараса Бульбы – Народный Артист Украинской ССР и ЛНР – Михаил Васильевич Голубович:

«Наш Луганский театр был открыт 15 августа 1941 года и отправлен на фронт. Сам факт создания театра говорит о том, что человеку нужна не только телесная пища, но и духовная. Тем более, что все спектакли и концертные программы, которые давались на фронте перед бойцами, всегда говорили про победу и вселяли надежду.

Когда с окончанием войны театр вернулся в Луганск, он разделился на 2-е труппы: Украинскую и Русскую. Обе работали под одной дирекцией. Со временем произошло разделение на два самостоятельных театра: Русский – им. Луспекаева, под который дали отдельное здание и наш Украинский – «На Оборонной».

Когда мне пришлось возглавить Комитет по культуре и искусству, я попросил выделить нам отдельное здание для самостоятельной работы. Нам дали здание с уникальным строением и архитектурой и переделали его под театр. Русская же труппа осталась в том, где мы ранее работали вместе. Мы, как и прежде, остались друзьями.

Что же касается репертуара и жизнедеятельности театра, когда началась война 2014 года, то некоторые из актёров уехали, а мы взяли в труппу очень хорошую перспективную молодёжь. Несмотря на обстрелы во время репетиций, когда осколки били по окнам, мы работали, потому что понимали, как это нужно людям.

Театр очень востребован. Нам никто не запрещает русский язык, что бы вокруг не происходило. Зрительский зал наполнен как в Русском, так и в Украинском театре.

Только что закончились съёмки фильма на документальных фактах режиссёра Первогразова на Лугастудии, в котором рассказывается о женщине, приехавшей искать своего брата, ушедшем на войну добровольцем. Нам помогали снимать меценаты, много помогала Россия.

В фильме есть такой эпизод. Когда главная героиня приезжает искать своего брата, который погиб, она встречает офицера, за которого выходит замуж. Как корреспондентка, она спрашивает бойцов о том, что они делают, когда есть свободное от боёв время? Они отвечают, что ходят в Украинский театр.

«А как же язык?», — спрашивает она. «А причём здесь язык? Ты знаешь такого актёра Голубовича?». «Да слышала как какую-то питерскую легенду…». «А ты поезжай и познакомься с ним». Она приезжает в театр, я ей театр показываю, отвечаю на вопросы, «озвучиваю» самого себя.

И вот на сегодняшний день мы ставим спектакли, фильмы, которые очень нужны людям. К примеру, «Тарас Бульба» Гоголя очень актуален сегодня. Он будто сегодня написан! Это классика. Вопросы нашего времени. И у нас несколько таких спектаклей, в которых люди сегодня остро нуждаются. Спектакль «Нам всем одна досталась роль», например,  о войне. В нем театр уходит на фронт. Все события происходят в годы войны, но он как бы о нашем театре.

Также военная патриотическая тема поднимается в таких спектаклях, как рок-опера «Распятая юность», которая получила приз на фестивале «Золотой витязь» в 2017 году. В нем присутствуют все поколения от детей, юношества до старшего поколения. И он очень хорошо принимается.

Но у нас в театре не только военно-патриотическое направление. Мы ставим Чехова, есть и комедии и трагедии. К примеру, с большим успехом проходит спектакль-трагедия «Варрава», когда был казнен Иисус Христос вместо Варравы, что впоследствии изменит сознание и жизнь этого освобожденного толпой от креста разбойника.

Есть у нас и современная драматургия — «Адель», которая была показана на фестивале в 2016 году. Это спектакль о любви в наше время, с позитивным концом, чтобы поднимать дух людей. Есть хорошие концертные программы.

Театр нас всех сплачивает! Потому что все прекрасно понимают ситуацию. Люди стали добрее, внимательнее друг к другу.

Я помню, когда в 14-15 году не было ни воды, ни газа, ни хлеба, ни тепла и я нес воду в театр, поскольку жил у сына, у которого есть генератор, а у соседей скважина. Люди приходили и брали воду, пока была возможность, пока был бензин и надо было заправлять. Я никогда не забуду, как только начали завозить хлеб, и я нес эту воду, метров за 70 останавливается мужчина на велосипеде, который меня не знает, и кричит: «Мужик, ты за хлебом? Так уже нету! А я 4-е взял, я тебе одну отдам!». У меня аж комок к горлу подступил.

Потом я понял, что так сложилось, что я стал узнаваем из-за своих театральных и кино работ, был почетном гражданином Луганщины и областей, а потом люди проголосовали в 14 году за меня как за почетного гражданина Луганска.

Я помню, как только открыли магазины, супермаркеты, не полностью, а какую-то часть, там, где молочные продукты, я захожу и рассматриваю, что есть. В это время слышу за спиной голос: «Это Вы?». Оборачиваюсь, смотрю, какой-то незнакомый мужчина стоит на меня смотрит… Я говорю: «Это – я». Он поворачивается и кричит жене: «Зина! Решено! Я тоже никуда не еду.» Наверное, он хотел уехать из Луганска…. Вот так бывает.

Во время войны я потерял друзей. Одного на остановке накрыла мина, другой ехал в маршрутке…

Театр сейчас нам всем очень нужен. Это большая эмоциональная и духовная поддержка для души. Для любого зрителя необходимо чтобы театр эмоционально воздействовал на зрителя, зацепил живое в человеке. Необходим позитив. Если режиссер правильно понимает, к чему призван театр, то он ставит правильные задачи. Даже если взять комедию, можно историю так рассказать, что на глазах будут слёзы! А можно ведь всё опошлить, как, к сожалению, часто теперь бывает.

Я всегда вспоминаю притчу о двух волках, которую дед рассказывал внуку. Она о том, что в человеке всегда происходит борьба, когда он стоит перед выбором. Один волк – это зло, ненависть, подлость, предательство и прочее, а второй волк – это добро, любовь, порядочность, надежда, вера… И побеждает тот волк, которого ты кормишь.

В нашей труппе нет разногласий. Мы работаем в единстве и понимании. Когда мы ставили «Тараса Бульбу» Гоголя, мы сохранили дух этого великого произведения и все, что было вложено в него великим писателем. Если мы хотим жить лучше, чтобы наше общество было чище и духовней, чтобы наши дети и внуки не увлекались чем-то пагубным, надо с детства прививать настоящую культуру. Мы ведь не хотим видеть вокруг хамства?

Но это закладывается с детского садика. Культура воспитывается и через театр, через отношение к нему во всех нюансах, начиная с вешалки, опозданий, помех в зрительном зале.

Николай Петрович Бурляев прав: надо вывести культуру из коммерческих отношений. И как бы ни казалось это сегодня невозможным, другого выхода нет. Надо воспитывать нормальное общество во всей взаимосвязи — с образованием, здравоохранением, с уважением к человеку. Ведь есть же простая библейская истина: Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Вела беседу Нина Яхонтова

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку