По итогам 2020 года продажи машин в России упали на 9.1%

По итогам 2020 года продажи машин в России упали на 9.1%

В непростом 2020 году в России было продано 1’598’825 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на -9.1% меньше, чем годом ранее, сообщает Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Можно сказать, что отрасль отделалась легким испугом, если сравнивать её результаты с европейскими.

2020 год оказался одним из самых сложных для российского автомобильного рынка: в начале первой волны пандемии (в апреле-июне) ежемесячные продажи упали на -70.8% к уровню 2019 года, но очень быстро начали восстанавливаться, выбравшись в плюс (+7.1%) уже в июле.

В дальнейшем рынок показывал скромную, но положительную динамику, которая дарила надежду нивелировать весеннее прободение. Однако декабрь 2020 вновь показал минус (-1.9%) к декабрю 2019 года.

По мнению главы комитета автопроизводителей Томаса Штэрцеля, недавний рост рынка был вызван девальвацией рубля, отложенным спросом и ожиданиями роста цен производителей. Теперь эти колебания угасли, сменившись умеренным спросом на более низком уровне.

«Несмотря на все трудности, по динамике продаж в 2020 году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира, а в Европе вышла на 4 место. Этот год подтвердил весьма прочное положение и долгосрочную заинтересованность автопроизводителей в российском рынке, а также критически важное значение мер государственной поддержки для устойчивости автомобильного бизнеса в России», – сказал Штэрцель.

В разгар начала пандемии прогнозы автопроизводителей были весьма пессимистичны, они ожидали падения по итогам года на -23.9%, поэтому результат в -9.1% весьма хорош. Можно сказать, что российский автомобильный рынок отделался лёгким испугом. В Европе по итогам ноября спад составил -26.1%.

Автомобильный рынок России в 2020 году
Автомобильный рынок России в 2020 году

Тем не менее, на рынке произошли существенные структурные изменения – спрос сместился в сегмент более дешёвых машин.

Продажи китайских брендов за год выросли на +43.1%, увеличив их рыночную долю с 2.3 до 3.6 процентов.

Нарастили свою долю и российские бренды (с 49.4% до 51.8%). Хотя их продажи снизились, но все же не так сильно, чем рынок в целом (-4.6% против -9.1%).

Драйвером здесь была, конечно, Lada, чей спрос, включая Niva, упал лишь на -3.1%, а доля выросла с 20.7 до 22 процентов.

Надо отметить, что в последние четыре месяца продажи АвтоВАЗа демонстрировали двузначный рост! Например, в декабре +14%, а в ноябре +22%.

В разрезе сегментов больше всего из-за пандемии пострадали массовые марки (-9.3%) и легкие коммерческие машины (-9.0%). Спрос на люксовые бренды снизился на -7.5%. При этом продажи нового лидера премиальных машин – BMW – выросли по итогам года на 3%!

В Топ-5 самых продаваемых марок 2020 года в России вошли:

  1. Lada (вкл. Niva) – 352’334 шт. (-3.1%)
  2. Kia – 201’727 шт. (-10.7%)
  3. Hyundai – 163’441 шт. (-8.8%)
  4. Renault – 128’408 шт. (-11.4%)
  5. Volkswagen – 105’785 шт. (-5.5%)

По прогнозу главы комитета автопроизводителей, в 2021 году в стране не произойдет каких-либо значительных изменений. Объем рынка вырастет на +2.1% и достигнет отметки в 1’632’000 транспортных средств.

Я солидаризируюсь с этой оценкой в два процента, прогноз дилеров мы узнаем 21 января на итоговой пресс-конференции дилерской ассоциации РОАД.

ТОП25 самых продаваемых моделей 2020 года в России.

ТОП25 самых продаваемых моделей 2020 года в России.
ТОП25 самых продаваемых моделей 2020 года в России.

Примечание: В статье приведены данные АЕБ, аппроксимированные с учётом того, что BMW и Mercedes отчитываются только на ежеквартальной основе, а отдельные бренды дают цифры по совокупным продажам легковых и легких коммерческих автомобилей.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку