План покупок россиян 2018: меньше автомобилей и смартфонов

Россияне планируют купить меньше автомобилей и смартфонов

Опросы показывают, что план покупок россиян на 2018 год сильно изменился по сравнению с 2017 годом. Наибольшее число граждан (17%) планирует потратить деньги на ремонт квартиры, 15% — на путешествия. В сравнении с покупками 2017 года, количество планирующих купить автомобиль снизилось с 11% до 10%, смартфонов – упало с 26% до 7%. И эти планы с большой долей вероятности будут выполнены.

Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2017 году 26% наших граждан купили смартфон, 11% — автомобиль, 10% — отремонтировали квартиру, 10% приобрели телевизор, а 9% совершили путешествие.

План покупок на 2018 год у россиян совершенно иной: 17% планируют вложиться в ремонт жилья, 15% — купить путевку на курорт, 10% — автомобиль, еще 10% наших соотечественников инвестируют в обучение (свое или детей), 9% готовятся купить квартиру или дом. Лидеры покупок 2017 года – смартфоны — отошли на второй план, только 7% граждан думают об их покупке в этом году. Число тех, кто планируют покупку автомобиля в 2018 году, на 1% меньше  2017 года.

Анализируя результаты опросов разных лет, можно заметить важный тренд в покупательском поведении россиян – люди стали не только планировать покупки, но и выполнять свои планы. Завышенные планы покупок 2013 года сменились реалистичными планами, по большей части совпадающими с фактическими затратами. За разъяснением причин этого явления мы обратились к ведущему эксперту-консультанту ВЦИОМ Олегу Чернозубу, который пояснил читателям культурно-политического журнала «Э-Вести» следующее:

Действительно. Тут два фактора.  

Первое, самое главное, сейчас у людей более взвешенное отношение к покупкам. Общество получает опыт жизни в не привычных до этого экономических условиях. В сравнении с 2009 годом, у нас абсолютно все экономические показатели лучше, за исключением оборота розничной торговли. Оборот розничной торговли провалился глубже и теперь восстанавливается медленнее. Это связано с тем, что правительство тогда стимулировало потребительское кредитование, а теперь этого не делает.

С одной стороны, растет зрелость общественного сознания. С другой стороны, мы не видим попыток правительства искусственно стимулировать восстановление экономики, по крайней мере, в части некритичного стимулирования конечного спроса домохозяйств за счет расширения доступности потребительских кредитов. 

То есть, второе — в 2013 году мы видим сильно выраженный хвост кредитного стимулирования конечного спроса. Сейчас правительство поняло, что кредиты — это палка о двух концах, и оно этим инструментом не пользуется в наших околокризисных условиях. Раньше кредит можно было получить, ни о чем не думая. Его давали всем подряд, и тратили на все подряд.

В итоге общество более взвешенно подходит к тратам, и государственная политика стимулирует такую «трезвость».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку