Петр Чайковский создавал «Евгения Онегина» вопреки судьбе

Петр Чайковский создавал «Евгения Онегина» вопреки судьбе

В жизни П.И. Чайковского 1877 год был одним из кризисных, но он принес миру два величайших сочинения – Четвертую симфонию (f-moll, ор. 36) и оперу «Евгений Онегин». При сопоставлении этих двух сочинений трудно объяснить возможность их параллельного создания – настолько различны их образные миры по своему эмоциональному наполнению.

Письмо, но не Татьяны

Петр Чайковский и Антонина Милюкова после свадьбы
Петр Чайковский и Антонина Милюкова после свадьбы

1877 год в личной биографии Чайковского отмечен женитьбой на Антонине Милюковой. Будучи на 8 лет младше композитора, родом из обедневшей дворянской семьи, Милюкова впервые встретила Чайковского 5 лет ранее у своего брата и, регулярно встречая его в коридорах Московской консерватории, решительно влюбилась в музыканта.

Весной 1877 она написала Чайковскому письмо с признанием и предложением встречи. Долго отказываясь, Чайковский сдался в мае, и вскоре девушка сама сделала композитору предложение стать его женой. Чайковский признавался ей в отсутствии чувств, своем скверном характере, но ощущал необходимость обзавестись традиционной семьей.

6 июля в Москве состоялось тайное венчание (Чайковский назвал его «нравственной пыткой»), о котором не знали даже близкие родственники молодоженов.

Окончательно поняв собственную ошибку, Чайковский через две недели после женитьбы уезжает за границу, бросая службу в консерватории благодаря предложению близкого друга и мецената Надежды фон Мекк о ежемесячной спонсорской помощи.

Эмоциональная подавленность композитора в полной мере нашла выход в замысле Четвертой симфонии, где человек сталкивается с роком, фатумом. Однако это не Пятая Бетховена, где герой готов схватить «судьбу за глотку». Чайковский видит своего героя подавленным, беспомощным, ищущим спасения в отдохновении на природе, в народном веселье. Это во многом обрисовывает состояние самого композитора после фатальной свадьбы.

Однако победить фатализм судьбы композитор сумел в другом сочинении этого времени: одновременно с историей письма и первых встреч Чайковского и Милюковой рождался замысел «Евгения Онегина». Сюжет оперы, который Чайковский искал достаточно долгое время, был подсказан ему певицей Елизаветой Лавровской именно в мае 1877 года.

Неожиданный успех

«Мне кажется, что опера осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности»

Чайковский о «Евгении Онегине»

Цесаревич Николай Александрович и Елизавета Фёдоровна в роли Онегина и Татьяны. 1890
Цесаревич Николай Александрович и Елизавета Фёдоровна в роли Онегина и Татьяны. 1890

Созданный оперный аналог пушкинского «Онегина» был далек не только от литературного первоисточника, но и от оперных канонов. Минимум сценических эффектов, время действия приближенное к современности (20-е годы XIX века), гибель одного из главных героев в центре действия, отсутствие массового финала… Чайковский понимал, что усугубить данные факты может только постановка на сцене казенного театра и принял решение отдать оперу для премьеры молодым и свежим певцам под управлением понимающего дирижера.

Премьера в марте 1879 года прошла на сцене Малого театра и была представлена студентами Московской консерватории, оркестр играл под руководством Николая Рубинштейна. Опасаясь провала премьеры, Чайковский присутствовал на репетициях инкогнито и был до глубины души тронут проникновенностью исполнения выбранных артистов. После небывалого успеха премьерного показа опера начала свое триумфальное шествие: Москва, Санкт-Петербург, Харьков, Киев, вновь Санкт-Петербург (дирижер Эдуард Направник) и Москва (под руководством Сергея Рахманинова), Прага и премьера в Гамбурге под управлением Густава Малера. Чайковский, присутствовавший на гамбургской постановке, был тронут отношением Малера и высоко оценил спектакль. Позднее Малер представил шедевр Чайковского в Венской опере.

«Евгений Онегин» Пушкина-Чайковского неизменно привлекает к себе внимание дирижеров и режиссеров, оставаясь одной из наиболее репертуарных опер по всему миру. Дирижер Дмитрий Крюков, приглашенный дирижер Большого театра и дирижер Государственной академической симфонической капеллы России, прокомментировал это произведение культурно-политическому журналу «Э-Вести» так:

«Онегин» — бессмертный шедевр бессмертных Чайковского и Пушкина. Это знакомая с детства музыка и история о жизни наших предков, русских людей. История о долге, о любви, о чести. Каждая нота этой оперы пропитана высоким благородством русского человека.

С непревзойденными мастерством и гениальностью Чайковский запечатлел прямые и скрытые пушкинские смыслы, усиливая впечатление от истории, взрастившей многие поколения истинно верных культуре людей. Невозможно сдержать слез в кульминационные моменты оперы, чистота, искренность и простота музыки, в которых всегда вторым планам проходят мысли о миссии и страданиях русского народа, не может оставить равнодушным никого».

26 октября и 4 ноября 2017 года Дмитрию предстоит дирижировать «Евгением Онегиным» в Екатеринбурге, в Екатеринбургском театре оперы и балета.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку