В последний месяц прошлого года среди тысячи грузовиков, застрявших на границе Европа-Великобритания, было много произведений искусства стоимостью миллионы долларов. Вывозя картины и скульптуры на материк, владельцы хотели успеть обезопасить свои коллекции от налогов и ограничений.
До 31 декабря европейские произведения искусства могли, как и все другие товары, свободно перемещаться через границу ЕС и Англии с минимальными ограничениями и без изнурительных налоговых и таможенных процедур.
В конце переходного периода Брексит галереи и коллекционеры должны были решить, оставить ли свои сокровища в Британии или отправить их в ЕС до истечения крайнего срока. Некоторые решили, что последний вариант предпочтительнее.
Главный риск для арт-дилеров заключается в том, что они могут пострадать от импортных пошлин при ввозе произведений искусств в ЕС в будущем, считает Крис Эванс, глава судоходной компании Cadogan Tate. В одном из интервью он сказал, что главным образом это коснулось галереи и дилеры среднего размера, регулярно обслуживающие европейцев.
Для одного из своих клиентов Эванс перевез в ЕС около 500 предметов, что составляет две трети его коллекции. Другой перевез четверть арт-объектов на пять миллионов долларов. Третий начал эту процедуру еще в начале того года на схожую сумму.
Сколько было вывезено предметов и какой стоимости оценить трудно из-за отсутствия данных на рынке, который гордится своей конфиденциальностью. Но отдельные свидетельства подтверждают слова Эванса.
Директор другой специализированной судоходной компании сообщил, что объем грузов, которые она перевезла в ЕС в декабре, подскочил на 75% по сравнению с предыдущим годом. Фирма, имя которой он попросил не называть из-за деликатного характера ее бизнеса, в декабре исполнила 34 заказа по перевозке около 125 произведений искусства на материк.
Каждый предмет был упакован в специальный контейнер, чтобы защитить от ударов, перепадов температуры, влажности, пыли. Самые ценные и хрупкие предметы обычно требуют специально изготовленных кофров и даже терморегулируемых ящиков.
Эвакуация коллекций скорее всего лишь мелкая рябь на поверхности британского рынка, который в 2019 году, по оценке Art Basel и UBS Global Art Market Report, достиг оборота в $12.7 млрд., поставив его на второе место в мире.
Европейский арт-рынок составляет всего 20% от британского, поэтому некоторые эксперты полагают, что влияние Брексит будет иметь ограниченный характер, особенно в верхнем ценовом сегменте.
«Чем выше рынок, тем он глобальнее, – говорит Bloomberg Энтони Браун, председатель Британской федерации арт-рынка. – Больше всего пострадают небольшие галереи, дилеры и средние рынки, у которых есть покупатели в ЕС».
Он сказал, что пандемия коронавируса оказала гораздо большее влияние на рынок, чем Brexit, поскольку крупные художественные ярмарки, такие как Frieze London, были отменены.
Стюарт Хопкирк, руководитель специализированного автомобильного грузоперевозчика Martinspeed, рассказал, что у него был заказ на перевозку нескольких сотен произведений искусства, но в его сегменте рынка не было «никакой реально заметной тенденции».
Во многом решении о вывозе диктуется тем, насколько бизнес компании завязан на европейских клиентов. Вместе с тем многие коллекции вернутся обратно, пользуясь процедурой временного допуска под залог (TIB), которая позволяет отложить взимание налога на срок до двух лет.
Небольшая часть галерей, работающих на Великобританию, проводила транспортировку в обратном направлении.
Маттиа Мартинелли, владелец лондонской галереи Robertaebasta, сказал, что перевез в Великобританию из Милана около 60 произведений искусства, потому что большинство клиентов находятся в Лондоне.
«Сейчас у меня есть грузовики, застрявшие как в Великобритании, так и в Италии, поскольку до сих пор не понятно, каковы правила. Ситуация – хаос», – сказал он.