Театр

«Парикмахерша» как образ неизбывной веры в людей

«Парикмахерша», как образ неизбывной веры в людей

Ирина, молодая 30-40 летняя женщина из маленького провинциального города, работает парикмахером и живет мечтой о том, как приедет её суженый-ряженый, они распишутся и родят детей. Жених, которого она пока ещё не видела, сидит в тюрьме. Такова завязка драмы, поставленной Русланом Маликовым в МХАТ им. Горького по одноименной пьесе Сергея Медведева «Парикмахерша».

Ирина так полюбила Евгения по переписке, что не видит ничего особенного в том, что он преступник, который убил жену. Она отдается своему чувству полностью и без оглядки, не задаваясь вопросом, есть ли основания для радужного портрета человека, о котором мало что известно.

И это при том, что она женщина в полном расцвете сил, «в самом соку», и пользуется успехом у противоположного пола. Героиня отвергает всех своих поклонников ради самого опасного из них. Только не подумайте, что она глупа – она прекрасно понимает, что судья, например, который предлагает стать ей любовницей, никогда не бросит свою жену и детей, – она просто хочет тихого счастья, олицетворение которого – Евгений.

Судя по реакции зала, в образе Ирины много реалистического и близкого сердцам зрителей. Особенно меня тронул стон «Нееет!», который издали мои соседки справа в финальной сцене драмы – так много в нем было сопереживания главной героине и понимания, что несмотря на то, что случилось с ней, она вновь готова броситься в погоню за своим счастьем. Чувствовалось, что эти дамы (уже почтенного возраста) видят в её романтизме родственный порыв; они осознают всю опрометчивость такого поступка, но тоже не смогли бы противостоять этой естественной тяге к любви.

Судьба этого спектакля весьма примечательна. Впервые Руслан Маликов поставил его 10 лет назад в Театре Практика, причем с той же Ингой Оболдиной в главной роли и фактически с теми же декорациями Полины Бахтиной. Тогда он собрал множество хвалебных откликов в среде либеральной публики. Нынешняя постановка, я уверен, соберет не меньше почитателей среди консервативно-патриотической аудитории МХАТа, что говорит о том, что не такие уж мы разные, несмотря на наши политические пристрастия.

Почему? Потому что эта история обо всех нас, о том, как мы строим свои бумажные замки, мечтаем, ошибаемся и вновь мечтаем. Мы в чем-то становимся более практичными с течением времени, но часть нашей души всё еще верит в чудо, в людей, в их добрые намерения, лелеет какую-то свою сокровенную мечту.

Сценография и игра актеров стилизованы под книжку-раскладушку с картонными мебелью и утварью. Актеры двигаются здесь как картонные фигурки из этой большой книги сказок, каждая из страниц которой – новая сцена. «Живых», не картонных, здесь только двое – рецидивист Евгений, который вернулся из тюрьмы, и Ирина в минуты встречи с ним.

Несмотря на кажущуюся простоту сюжетной линии, постановка получилась глубокой, притчевой, оставляющей после себя светлое и слегка меланхоличное настроение. Выходя их театра продолжаешь себе задавать вопросы и искать ответы на вечные вопросы: Кто виноват и что делать? Что делать с этим извечным несовпадением желаемого и реального? Продолжать ли искать идеал, или довольствоваться тем, что есть?

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News