Память великих гамбистов Антуана Форкре и Марена Маре почтят концертом

великие гамбисты

Великие гамбисты  Франции Антуан Форкре и Марен Маре — музыканты эпохи барокко, которые ярче, чем кто бы то ни было другой олицетворяли собой тему противопоставления «света и тени» — одну из ключевых тем этого музыкального направления. Первый был мастером «тени» («играл словно Дьявол»), второй — «света» (его композиции светлы, словно ангельские песни). Их дуэты и трио, объединённые в одном концерте, создают неповторимую атмосферу эмоциональности и драматизма. Ту, которая есть отличительная черта барокко.

Марен Маре (1656-1728) в те времена создал целую Империю виолы да гамба, и Антуан Форкре присоединился к ней, заняв в ней достойное место. Послушав их исполнение, король и объявил музыкантам, что Маре издаёт «ангельские звуки», а прелюдии к сонате Форкре тот «играет как Дьявол».

Каждую свою ноту эти удивительные музыканты стремились сделать звучной, «как колокола Сен-Жермена», затем сочный звук сменяли вибрации струн, и этот контраст производил огромное впечатление.

Marin Marais
Marin Marais

Несмотря на яркую и двусмысленную характеристику, данную Маре и Форкре их венценосным поклонником, они оба воспринимались современниками как гении, как два величайших виртуоза эпохи.

Антуан Форкре (1672-1744) — сын знаменитого органиста Мишеля Форкре, ещё в юные годы поразил своей игрой на виола да гамбе короля Людовика IV. Говорят, именно с подачи последнего он и стал виртуозом-гамбистом. В 1689 году Король-Солнце сделал его своим придворным музыкантом, оценив по достоинству его произведения и исполнительское мастерство.

Марен Маре, в отличие от Антуана Форкре, не происходил из музыкальной семьи. Его отец был сапожником, и музыкальность сына развилась в детстве благодаря опыту участия в хоре церкви Сен-Жермен-Л’Осерруа — той самой, с колоколами которой связывали ангелоподобные краски его музыки.

Маре начинал как певец, но после юношеских изменений голоса (в 16-летнем возрасте) обратился к виоле да гамба и уговорил заниматься с ним учителя — господина де Сент-Коломба. Через полгода ученик перерос педагога и был зачислен в оркестр Королевской академии музыки, директором которого был Жан-Батист Люлли.

Antoine Forqueray
Antoine Forqueray

Люлли не только задавал тон музыкальному оформлению светской жизни, но и давал музыканту большую свободу самовыражения. Через некоторое время после смерти Люлли Маре занял его место во главе Королевской академии (сейчас она больше известна как Парижская опера).

Творчество Антуана Форкре и Марена Маре неразрывно связано с придворной жизнью молодой знати времён Людовика XIV. Под неё женились, под неё отдыхали и он неё исцелялись.

Так, в 1701 году Марин Марэ руководил большой музыкальной церемонией во имя исцеления дофина, в ходе которой двести пятьдесят музыкантов и певцов исполнили его мотет «Salvum fac regem»(«Боже, спаси короля»).

Послушать эту великолепную музыку в аутентичном исполнении можно будет в Рахманиновском зале Московской консерватории 17 января 2021 года. Программу «Игра света и тени», посвящённую великим гамбистам, исполнит знаменитый коллектив Musica Tempora:

Екатерина Дрязжина (траверсфлейта)
Ирина Рабчевская (барочная скрипка)
Олег Бойко (барочная гитара)
Татьяна Федякова (виола да гамба)
Феликс Антипов (виола да гамба)
Руст Позюмский (виола да гамба)
Ася Гречищева (теорба)
Дарья Борковская (клавесин)

Подробнее на сайте консерватории.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку