Палитра исторических картин Третьяковки: художник vs власть

К.В. Лебедев. К боярину с наветом. 1904. Из собрания Третьяковской Галереи

В Третьяковской галерее на День защитника отечества открылась экспозиция под названием «Картины русской истории». Это — очередная фокус-выставка собственных фондов музея, в которой он предлагает по-новому взглянуть на знакомые экспонаты. Возникла она в зале Верещагина, экспозиция которого временно покинула эти стены в связи с грядущим открытием новой мощной выставки художника в галерее на Крымском валу.

Казалось бы, что общего имеют исторические полотна XIX столетия с мужским праздником? Но когда мы смотрим на картины русских художников и видим их смелость в диалоге со властью, то параллели проводятся сами собой. Сколько мастерства было у русских художников, и насколько им казалось необходимым поднимать тему морали! Часто наши живописцы той поры обращались к неудобным, но очень полезным темам русской истории, которые могли образумить власть имущих, заставить их задуматься над своими решениями.

Внимание посетителя сразу привлекает полотно «К боярину с наветом» Клавдия Лебедева  (1852-1916). Оно расположено вверху статьи. Живописное воспоминание о русском Средневековье выливается в философское размышление о природе власти, которая поощряет пороки своих подданных. И мы видим, что боярин и сам не рад тому, что пользуется гнусным методом, его лицо полно задумчивой мрачной тоски.

К.В.Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Из собрания ГТГ
К.В.Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Из собрания ГТГ

Лебедеву же принадлежит монументальное полотно о гибели новгородской вольницы — «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча», написанное им в 1889 году. Образ боярыни Марфы Борецкой, стоящей на фоне горя и разрухи своей отчизны, источает силу и скорбь. Этот образ, вдохновлявший декабристов и передовую интеллигенцию XIX века, возвращает нас к отчаянной попытке новгородцев отстоять русскую демократию и мужественному принятию ими проигрыша. Эта картина к выставке была отреставрирована, и потому предстаёт во всей красе.

Алексей Литовченко (1835-1890) настолько восторгается мужеством патриарха Никона, что даже рисует его образ со знаменитого критика Стасова. Картина «Царь Алексей Михайлович и Никон, епископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» берёт за основу сюжет покаяния царя Алексея Михайловича перед церковью за замученного Иваном Грозным священнослужителя. Когда царь просил Никона стать патриархом, тот поставил условие провести реформу по своему убеждению и победил. После этого в церкви возник раскол, и Никон в дальнейшем поплатился за свой принцип «священство выше царства», но Литовченко вспоминает именно момент его победы над царем.

К.Е. Маковский Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862. Из собрания ГТГ
К.Е. Маковский Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862. Из собрания ГТГ

Не менее приятна для царских очей картина К. Маковского, если вспомнить подробности темы, к которой обратился художник. В работе «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» он вспоминает о том, как был злодейски убит ни в чем не повинный шестнадцатилетний царь Фёдор II Борисович Годунов, а его сестра Ксения, сокрушающаяся на картине над его бездыханным телом, вскоре будет отдана на потехи самозванца. Что это, как не предостережение властям от злоупотребления властью?

К истории художники подходили основательно, не допуская ни искажений исторической правды, ни неточности в визуализации эпохи.

Экспозиция «Картины русской истории» открыта до 22 июля 2018 года. В общей сложности на выставке представлено девять больших живописных работ. Каждая из них примечательна по-своему, и в своё время заслужила какие-либо высокие оценки художественного мастерства или от Академий живописи, или от Товарищества передвижных выставок.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку