Открывается тайна одной из нобелевских премий по литературе

Номинировавшийся на Нобелевскую премию по литературе в 1935 году (наряду с другими писателями и философами) испанский поэт, литератор, философ и общественный деятель Мигель де Унамуно не получил её, как, впрочем, не получил её никто в тот год. Совсем недавно были открыты архивы Нобелевского комитета, проливающие свет на эту страницу истории присуждения самой престижной премии в мире.

В шорт-лист на присуждение премии в 1935 году ректор старейшего в Европе Саламанкского университета был выдвинут не испанскими экспертами, а специалистами по мировой литературе, входившими в состав специализированного совета самой Шведской Королевской Академии. Напомню, что Нобелевская премия по литературе до этого случая не была присуждена вовремя лишь однажды — в 1918 году, но причина для этого была веская — Мировая война.

Чем важен факт, о котором мы пишем? Он интересен тем, что в данном случае премия не была присуждена выдающемуся испанскому писателю по политическим мотивам — Испания была на пороге Гражданской войны и, по всей видимости, члены специализированного совета не посчитали возможным присуждать премию испанцу, который исповедовал левые взгляды, но одновременно выступал против какого-либо насилия и противостояния в испанском обществе.

70-летний испанский поэт, литератор и философ олицетворял собой силы примирения и борьбы с насилием, агрессией и антихристианскими воззрениями.

Ректор самого известного испанского университета — Саламанскского — был выдвинут на Нобелевскую премию испанским сообществом ещё в 1928 году, но по велению тогдашнего диктатора Мигеля Примо де Ривера его кандидатура, несмотря на сопротивление академического сообщества, была отклонена. Инициативная группа по выдвижению кандидатов на Нобелевскую премию по литературе дала ход назад и отвела имя Мигеля де Унамуно на рассмотрение в Нобелевском комитете.

Однако писатель — великий миротворец и гуманист, патриот и баск по национальности, всю жизни выступавший за единую и неделимую Испанию, всегда был над схваткой и как мог примирял противоборствующие стороны — левых и правых. Надо отдать должное тому, что как левый лагерь Испании (республиканцы), так и многие фалангисты и набиравшие в ту пору силу сторонники Муссолини в лице, например, Хосе Антонио Примо де Риверы, очень почитали выдающегося испанского мыслителя.

Известны случаи, когда представители крайне консервативных католических кругов Испании отмечали глубоко христианский (католический) смысл в поэзии Мигеля де Унамуно. К ним, как ни удивительно, относилась и жена будущего диктатора — генерала Франко — Кармен Поло. В литературе отмечается её подчёркнутое уважение к глубоко христианским воззрениям Унамуно, отражённых в его произведениях 1920-х годов. Хотя мы знаем и ряд противоположных высказываний, в частности, исходящих от епископа Канарских островов, называвшего философа христианином-гетеродоксом.

Мы знаем, что Мигель де Унамуно был категорическим противником государственного переворота, созреванию которого он был свидетелем в своём собственном городе — Саламанке.

Его горячее выступление в 1936 году перед лицом заговорщиков (известна его фотография, где он сидит рядом с одним из видных путчистов — Мильяном Астраем) сделало выдающегося испанского писателя одним из знамён защитников легитимного строя Республики.

Таким образом, единственный случай, когда в 1935 году никому не была присуждена Нобелевская премия по литературе, связан с желанием избежать политических коллизий.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку