Онлайн-торговля автомобилями растёт и требует переговоров

онлайн-торговля автомобилями

Онлайн-торговля автомобилями шагает по России семимильными шагами. Это шествие порождает как радость некоторых автомобилистов и профессионалов отрасли, так и печаль и опасения некоторых дилеров. А что, если клиент не пойдёт в автосалон, и к 2025 году купит половину всех автомобилей напрямую у производителя? Всё чаще в рамках этой темы звучат слова о необходимости поиска компромисса в условиях «сжатия рынка», ведь в 2021 году продолжится рост цен на автомобили, а доходы населения (в лучшем случае) останутся на прежнем уровне.

«Первые попытки перевести продажи автомобилей в онлайн в России были предприняты в 2014 году, — рассказывает Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр». — Активными онлайн-покупателями новых автомобилей были молодые люди 25-34 лет. Тогда уверенности, что клиентов заинтересует такое предложение, не было. Продажи автомобилей через интернет формировались постепенно.

Сегодня онлайн-продажи автомобилей из года в год растут. Эта тенденция продолжится, если в 2019 году в мире было продано онлайн 825 тысяч автомобилей, в 2020 — на 40% больше. К 2025 году дистанционно будут приобретаться до 6 млн. авто в год.

Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, ускорили темпы развития онлайн-торговли. Рынок продаж автомобилей онлайн в стране пока несовершенен, но он быстро развивается, новые технологии внедряются постоянно. В период пандемии дилеры начали практиковать онлайн-продажи автомобилей, а также их доставку клиенту «бесконтактно». Однако перед обращением в автоцентр 80% покупателей определяются с выбором авто на официальном сайте, читают отзывы автовладельцев и рекомендации специалистов».

Можно было бы только порадоваться за быстрое развитие технологий, но интернет-продажи теоретически могут осуществляться и без посредников-дилеров, такие проекты уже есть. «Инвестиции в сервисные центры сделаны значительные — и это сотни миллиардов рублей кредитов. Если автодилеры завтра лишатся бизнеса, это отразится и на них, и на государстве (банковской системе и потребителе)», — предупреждает глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Зубарев. Он уверен, что онлайн-торговля у автодилеров и без посредников должны сосуществовать, но так, чтобы «не было дискриминации». Иными словами, этот процесс нужно регулировать. Тем более, что без коммерческих усилий автодилеров обойтись невозможно.

«Пока большинство россиян по-прежнему предпочитают приобретать автомобиль в дилерских центрах, а не через интернет, — говорит Анна Уткина. — Официальные дилеры предлагают выгодные условия покупки и страхования, профессиональные консультации, помощь в прохождении техосмотра. Покупать в режиме онлайн новый автомобиль у официального дилера безопасно и надежно. А процесс оформления покупки может быть полностью дистанционным. Сегодня актуальны онлайн-сервисы, объединяющие в себе информацию о производителях, дилерских центрах, страховых компаниях».

Важно учитывать, что перед крупной покупкой клиент обязательно консультируется с несколькими дилерам и изучает сайты, наполняемые ими. Если он будет использовать эту инфраструктуру и затем просто оформлять покупку «без посредников» — то это не сможет не подточить российский бизнес. Зато если дилеры откажутся от участия в продажах и оставят за собой только сервисные услуги, эти расходы потребуется взять на себя кому-то ещё.

Поэтому без компромисса обойтись не удастся. Но нам представляется, что было бы логично, если бы онлайн-продажи продолжили осуществлять сами автодилеры, а производители бы ограничились дистибуцией для дилерской сети.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку