Театр

Очерк о постановке “Любовь к трём апельсинам” Александра Тителя

Очерк о постановке "Любовь к трём апельсинам" Александра Тителя

“Любовь к трем апельсинам” – искрометная и взрывная опера, редкое событие театра – прозвучала 24 декабря 2018 года в преддверии Нового года на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Вспомнилось, что мировая премьера постановки состоялась также в преддверии нового года, 30 декабря 1921 года в Чикагской опере.

Музыка Сергея Прокофьева вызвала живейший интерес среди знаменитых деятелей культуры. “Воспринимаю сейчас музыку только Сергея Прокофьева – вот раздались первые звуки и – ворвалась в жизнь, нет формы искусства, а жизнь – стремительный поток с гор или такой ливень, что выскочишь под него и закричишь – ах, как хорошо! еще, еще!”, – писал В. В. Маяковский.

Сергей Прокофьев писал музыку во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Многие его сочинения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Итак, лЮбовЬ к треМ аПельСиНаМ! В преддверии Нового 2019 года и к 100 – летию Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко мы со студентами МГИМО разных курсов и факультетов ( МО, МЭО, МП ) посетили театр и познакомились с искрометным спектаклем “Любовь к трем апельсинам” по одноименной сказке Карло Гоцци на музыку гениального Сергея Прокофьева!

Истинное удовольствие – не только послушать оперу и посмеяться от души (прекрасный сатирический сюжет!), а вдобавок и лицезреть картины и экспонаты. Великолепная и утонченная, продуманная и достаточно большая выставка картин к спектаклям театра, а также эскизов костюмов ждала нас в фойе. Пройтись по коридорам и закуткам ( в хорошем смысле слова – по укромным, скромным комнатам ) театра. Вдохнуть глоток столетнего юбилея!

 А теперь об опере и ее создателе и создателях!

Заклятие смехом. Велимир Хлебников ( 1908 – 1909 )

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешиц надсмеяльных – смехусмейных смехачей!

Смеево, смеево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

В январе 1914 года а Санкт-Петербурге начал выходить журнал “Любовь к трем апельсинам”, где в первом же выпуске был напечатан одноименный дивертисмент Вс.Мейрхольда, В. Соловьева и К. Вогака. Редакция помещалась в квартире Мейерхольда, и подписываться на журнал заставляли прежде всего родственников. Сотрудники писали даром, и обложка делалась даром. В продажу тоже поступало немного – журнал выходил в небольшом количестве экземпляров. Да и название журнала возникло стихийно – в первый же вечер сотрудники редакции стали выдумывать название журнала и сходу решили, что это будет “Журнал Доктора Дапертутто” (псевдоним Мейерхольда), а на названии “Любовь к трем апельсинам” остановились окончательно только спустя несколько дней.

В оперу это название перекочевало четыре года спустя, когда 21 апреля 1918 года Всеволод Мейерхольд на желание найти сюжет для живой оперы дал почитать Сергею Прокофьеву сказку Карла Готцца “Любовь к трем апельсинам”. Прочитав, Сергей Прокофьев не мог не выразить своего восторга к фабуле и искрометному содержанию, решив переделать сюжет наново и написать свое либретто. Причем музыка, как он считал, должна быть совсем ясная, живая и, по возможности, простая! В октябре этого же года, переехав в Америку, Прокофьев берется за написание либретто и музыки к сказочной опере.

По дороге в Чикаго в вагоне поезда композитор набрасывает Пролог. А 30 декабря 1921 года при поддержки Мэри Гаден, генерального директора Оперной ассоциации Чикаго, первой исполнительницы партии Мелизанды, состоялась Мировая премьера в Чикагской опере.

Сегодняшний спектакль представил главный режиссер Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, народный артист России и режиссер-постановщик спектакля – Александр Титель. Главные роли исполнили: Роман Улыбин, Наталья Зимина, Андрей Батуркин – заслуженные артисты России, Александр Нестеренко. Поставивший уже не одну прокофьевскую оперу на подмостках театра, мастер выпустил (вместе с дирижером Александром Лазаревым) “Хованщину”, получившую в 2016 году Золотую маску, как лучший оперный спектакль. Затем были две оперы “Обручение в монастыре” и “Война и мир”, обе в режиссуре Александра Тителя.

“Любовь к трем апельсинам”- опера про театр, впрочем, как большинство постановок. “Сочиняя этот спектакль, мы представили себе, что в результате какого-то инцидента на улице вдруг столкнулись пожарные, полиция, скорая помощь, и, конечно, журналисты. И это уже был повод для рождения спектакля, потому, что театр, как известно, родился на площади. В результате мы пришли к чему-то вроде уличного театра, когда история завязывается среди обычных людей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах. Да, и обстоятельства эти не шутка”- пишет Александр Титель.

Первая премьера в театре состоялась 25 декабря 1979 года. Премьера нынешнего спектакля в театре состоялась 10 июня 2016 года. И завоевала любовь и признательность зрителей. Спектакль – лауреат Премии национальной газеты “Музыкальное обозрение” в 2016 году в номинации “спектакль года” и лауреат первой национальной оперной Премии “Онегин” в номинации “состав”.

Итак, читаем либретто и слушаем прозрачную, волшебную оперу “Любовь к трем апельсинам”. И смеется над происходящим и над собой, чувство самоиронии – большой дар! Ведь это история “про то, что нельзя унывать!”.