Общие страницы истории Испании и России: победы и афёра века

Только две страны мира — Россия и Испания — нанесли сокрушительное поражение армии Наполеона Бонапарта. В 1807 году армия французского императора численностью 40’000 человек вторглась в Испанию. Официально Наполеон не напал на страну, а попросил Испанское государство пропустить французские войска в Португалию для того чтобы на территории этого Пиренейского государства «установить порядок» в связи с морской блокадой Британских островов.

Блокада Британских островов — главного противника Наполеона, иначе «континентальная блокада», никогда не была эффективной. Разговор о том, что какая-либо блокада (там более островного государства) может быть в принципе результативной — утопия. В современное время яркий тому пример — блокада Кубы, которую с 1961 года безуспешно проводит её северный сосед — США.

Главным уязвимым местом всей структуры и системы морской блокады Британских островов были порты Португалии. Эта страна — традиционный союзник и верный торговый партнёр Британии — неизменно выполняла роль торгового посредника для Соединённого Королевства. Никакими средствами пресечь поставки товаров из Великобритании в Португалию и наоборот в ту эпоху не представлялось возможным.

Французские войска в 1807 году шли в Португалию для «наведения порядка», и, может быть, имели дальнюю цель принять меры против португальских властей. Но уже первые действия французских войск сделали очевидной и другую ситуацию.

Французы не могли скрыть оккупационный характер своих действий. По всему было видно, что они не собирались проходить через испанскую территорию, но имели намерение закрепиться здесь. Следующим шагом в их планах было установить французскую диктатуру в Испании. Отчасти это и было сделано: королём Испании вместо свергнутого и изгнанного Фердинанда VII был посажен один из самых слабых по государственным качествам брат Наполеона Жозеф. «Мания Наполеона» сажать своих ближайших родственников и подчинённых королями в различных странах известна.

Это болезненное намерение французского узурпатора было в тех условиях объяснимо — Наполеон всеми силами хотел доказать легитимность своей монархической династии, хотя сделать это было трудно и даже невозможно, так как ни одним монархическим домом не признавалась «монархия в первом поколении». Первое признание в этом качестве Наполеону, как это ни странно, пришло из России от Александра I — одного из самых загадочных и противоречивых монархов Дома Романовых.

Флирт царя с Наполеоном (от Тильзитского мира до вхождения русских войск в Париж) трудно объясним с точки зрения здравого смысла и политических условий той поры. Мотивация некоторых действий Александра I в европейской политике не находит сколько-нибудь аргументированного объяснения до сих пор.

Ещё одним ярким примером такого странного поведения Александра был эпизод, связанный с Испанией. Речь идёт о продаже Россией «гнилых кораблей». Сделка носила явно аферистический характер, так как 5 кораблей и 3 фрегата, проданные царём за почти 14 тысяч рублей серебром в ту пору, являлась «сделкой века».

Дело в том, что в Битве при Трафальгаре Испания, будучи до этого «владычицей морей», лишилась практически всего своего флота и была вынуждена искать корабли где могла. И тут королю Испании подвернулся случай за счёт России восстановить свой авторитет морского величия.

Некоторые историки (в частности, А. Лопес) приписывают авторство афёры двум посредникам в сделке. Это две равнозначные фигуры с двух сторон: посол России в Испании князь Дмитрий Татищев и военно-морской министр Испании Фигероа. Энигма истории сохраняется до сих пор: с одной стороны, виновниками сделки могут быть либо два указанных посредника (или один из них), с другой — «тень падает на» фигуру Александра I, что следует из текста самого контракта, в котором заблаговременно и заведомо содержались такие юридические крючкотворства, которые впоследствии и спасли лицо монарха, подписавшего этот контракт.

Итак, есть две версии, объясняющие сделку. По первой версии, оба фигуранта имели финансовые цели и поделили доход между собой. По второй (преимущественной) авторство приписывали русскому императору. Это следовало из текста «контракта века», в котором не было оговорки, что «суда должны быть исправны и «на ходу». На это впоследствии опирались юристы с русской стороны.

Суть коллизии в том, что из пяти кораблей и трёх фрегатов четыре были списаны в утиль, и лишь только один корабль подлежал дополнительному ремонту, на который ушла огромная сумма денег. А три фрегата подверглись полному обновлению и ремонту конструкций. Сумма ущерба по тем временам составляла двойную сумму денег, заплаченных за корабли.

Эта история так и вошла во все учебники как «афёра Татищева» или «русская сделка». Во всех университетах Испании она преподносится как классическая форма обмана в торгово-экономических отношениях между государствами в Новое время.

Несмотря на всё противоречивое впечатление об Александре I, его политика всегда носила в своей основе анти бонапартистский характер, результатом чего и было поражение Наполеона в противостоянии с ведущими европейскими державами накануне Ватерлоо. Спешу заметить, что русских войск в битве 1815 года не было, но этому предшествовала тонкая дипломатическая игра Александра I на стороне анти бонапартистской коалиции. Почти сразу после Тильзита Россия поддержала Великобританию и нарушила обещание о поддержке французов в блокаде Британских островов.

Никакими моральными или этическими мотивами Александр I не был движим. В основе его «странного зигзага» в дипломатии лежит заверение британской стороны в предоставлении необходимой России суммы на военные займы, позволившие стране практически перевооружить и укрепить свою не готовую к большой войне армию. В частности, британцы поставили современные виды огнестрельного оружия (на вооружении России были ещё кремневые ружья, которые использовались ещё при Петре I). И именно на средства, предоставленные британскими банками, Россия построила целый ряд производств для артиллерийского вооружения и укрепила свою промышленную базу в городе Тула и на Урале. Целый ряд предпринимателей, занимавшихся военными госзаказами, получили за это дворянские титулы и даже графского достоинства, реализовав успешные промышленные проекты.

Россия и Испания — две страны в Европе, которые окаймляют континент с двух противоположных сторон. Они никогда между собой не воевали и не имели конфликтов, зато имели много общих черт в исторических судьбах, например, обе были завоёваны восточными народами (Испания — племенами арабов, Россия — татаро-монголами), обе отбили нашествие Наполеона и выиграли в неравной схватке. А Россия в результате ещё и стала главным бенефициаром в этом противостоянии, получив по аннексии и контрибуции средства, сопоставимые с бюджетом среднего европейского государства той поры.

Позднее только Испания и Россия встали на борьбу с фашизмом, в результате чего Россия (в ту пору СССР) также стала главным бенефициаром, выиграв Вторую мировую войну и поделив мир на две равные части, став на долгие 50 лет второй сверхдержавой наряду с США.

Испания имеет очень много сходного с Россией. Но всё же есть нечто, что её отличает от нас: в Испании никогда не прерывалась правовая преемственность, никогда граждане Испании не лишались имущества на долгие 80 лет, потеряв даже надежду на его возвращение.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку