«Обнаженная Джоконда», вероятно, написана при участии Леонардо да Винчи

«Обнаженная Джоконда», вероятно, написана при участии Леонардо да Винчи

Длинная череда научных исследований вынесла вердикт: «Обнаженная Джоконда», хранящаяся в замке Шантийи музея Конде, была написана в мастерской Леонардо да Винчи и, скорее всего, при участии мастера.

«Обнаженная Джоконда» или «Обнаженная Мона Лиза» — это версия известной картины Леонардо да Винчи, где модель изображена без одежды. Сохранилось около 20 подобных произведений, первые из которых написаны учениками да Винчи. Одно из них есть и в российском Эрмитаже.

Рисунок из Шантийи выполнен древесным углем на склеенной из двух частей бумаге. Его размер почти такой же, как и у знаменитой «Моны Лизы». Маленькие дырочки в нем говорят, что это подготовительный картон для переноса композиции на холст путем накалывания контуров рисунка иглой.

Мона Лиза, Леонардо да Винчи, Лувр, Франция
Мона Лиза, Леонардо да Винчи, Лувр, Франция

«Это чрезвычайно качественная работа, выполненная очень большим рисовальщиком», — говорит Агентству Франс Пресс Матье Дельдик, куратор Музея Конде. Бесполое лицо, почти мужские руки, но женская грудь и античная прическа – это своего рода образец «идеальной красоты», — комментирует он.

Рисунок был приобретен в 1862 году Анри Д’Орлеаном, герцогом Д’Аумале, коллекция которого хранится в поместье Шантийи. Тогда считалось, что он выполнен самим Леонардо да Винчи, и служил образцом для написания «Обнаженной Джоконды», хранящейся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Однако когда петербуржское полотно было атрибутировано как копия из мастерской Леонардо да Винчи, тот же статус получил и рисунок из Музея Конде.

Новые свидетельства

В 2017 году во время подготовки выставки, посвященной 500-летию Леонардо да Винчи и запланированной на июнь 2019 года, музей отправил картину в Центр исследований и реставрации музеев Франции (C2RMF). Где специалисты, просвечивая его рентгеном, ультрафиолетом и инфракрасным излучением, пытались найти улики, изобличающие автора или авторов этой работы.

«Мы обнаружили много нового», в том числе «штриховку левши», — говорит Матье. Леонардо, как известно, был левшой.

Обнаженная женщина (Донна Нуда), школа Леонардо да Винчи, Эрмитаж, Россия
Обнаженная женщина (Донна Нуда), школа Леонардо да Винчи, Эрмитаж, Россия

Среди других признаков «мастера первой величины»: «качество рисунка» в технике «сфумато», характерного для да Винчи. При написании замысел менялся, что также указывает на то, что это не копия, а авторская работа.

Кроме того, идентичность рук «Моны Лизы» и «Обнаженной» свидетельствует, что последняя рисовалась с «Джокондой в голове», то есть после 1503 года, когда знаменитый шедевр был уже написан, отмечает куратор.

Исследование показало, что картон был использован для нескольких работ. «Мы нашли, по крайней мере, две картины, сделанные близкими учениками Леонардо да Винчи, которые использовали этот подготовительный рисунок», — говорит куратор. Помимо эрмитажной «Донна Нуда», еще одна из итальянского музея Винчи также была написана с помощью этого картона.

Джаконда Нуда (Обнаженная Джаконда), неизвестный художник, музей Винчи, Италия
Джаконда Нуда (Обнаженная Джаконда), неизвестный художник, музей Винчи, Италия

Благодаря новым деталям, «теперь мы уверены, что этот рисунок был создан в мастерской Леонардо да Винчи. А участие мастера весьма вероятно», — подводит итог куратор.

И все же, Леонардо или ученики его мастерской? – спрашивает корреспондент АФП.

«Очень большая вероятность, что Леонардо выполнил большую часть рисунка. Но говоря серьезно и научно, у нас нет полной уверенности в том, что Леонардо является автором рисунка, и у нас никогда её не будет», — добавляет он.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку