«О, милый друг» — праздничный подарок театра «У Никитских ворот»

"О, милый друг" в театре "У Никитских ворот"

Знаменитое произведение французского писателя Ги де Мопассана «Милый друг» в сценическом воплощении театра «У Никитских ворот» получило междометие «о». «О, милый друг» — так назвал своё детище художественный руководитель театра и режиссер Марк Розовский, очевидно с помощью междометия пытаясь привлечь внимание современного зрителя к тому, что образ «доброго», «милого друга» чрезвычайно актуален в наше время.

Спектакль-мюзикл был поставлен театром в 2017 году, но с каждым днём становится всё более востребованным. «Такие люди и в наше время выживают и побеждают чаще, чем более достойные», — говорит главном герое Жорже Дюруа сам Марк Розовский. Безусловно, это так, особенно когда речь идёт о высшем обществе.

Возрастающую со временем востребованность произведения предрекал ещё Ги де Мопассан, вложивший в уста поэта де Варенна слова о главном герое: «Будущее принадлежит пройдохам». Одинокий, преследуемый смертью Норберт де Варенн — одна из масок самого писателя.

Марк Розовский сделал на основе французского романа прекрасное либретто, умело включив в него все ключевые мысли автора и уместив их в трёхчасовой мюзикл. Ёмко, красочно и наглядно мы видим путь отставного колониального бойца к покорению Парижа и его высшего света.

"О, милый друг" - праздничный подарок театра "У Никитских ворот"Это путь, который многими элементами напоминает и путь самого писателя, отвращённого от Веры в католическом учебном заведении, введённого в литературный мир Густавом Флобером, после демобилизации с Франко-прусской войны приехавшего покорять Париж и некоторое время работавшего репортёром. Не понаслышке писатель рисует нам тесные связи между капиталом, политикой и прессой, которые управляются женщинами.

Но это не сам писатель — Ги де Мопассан в образе «милого друга» создал что-то вроде собственного антипода.

«Я хочу никогда не быть связанным ни с какой политической партией, какой бы она ни была, ни с какой религией, ни с какой сектой, ни с какой школой, — писал Ги де Мопассан, — Я не намерен никогда вступать ни в какое общество, исповедующее определенные доктрины, я не склонен преклоняться перед какими-либо догмами или принципами — и всё для того чтобы сохранить право зло критиковать их».

Сам Ги де Мопассан, по свидетельству дружившего с ним русского писателя Ивана Тургенева, с 27-летнего возраста был больным человеком. Разгульная жизнь стоила ему потери здоровья, и сифилис быстро разрушил его молодой организм. «Милый друг» написан в этот период его жизни.

Неудивительно, что Ги де Мопассана французы упрекают в пессимизме. Зато «О, милый друг» Розовского — это вполне оптимистичная трактовка произведения. «Весь Париж смотрел на него и завидовал», — читаем мы в финале. Пожалуй, в этой тональности и сделан спектакль. На сцене разворачивается красивое шоу, блестящие актёры в чудесных костюмах, великолепно поставлены балетмейстером Александром Мацко танцевальные номера… Все улыбаются и радуются жизни.

На главную роль спектакля приглашён Игорь Скрипко — его Жорж Дюруа снискал немало лестных отзывов. Актёр не только сумел показать эволюцию своего героя, превратившегося из неудачника в преуспевающего дельца, но и показать, как ростки завистливости, имевшиеся изначально, расцвели в нём пышным цветом в благополучной среде.

Лентяй и бездарь быстро нашёл единственно подходящую для себя дорогу — обманывать женщин, которые сами были рады обманываться; и брать у них то, что они сами были рады ему давать.

Станислав Федорчук
В роли Шарля Форестье — Станислав Федорчук

В роли друга Дюруа Шарля Форестье — Станислав Федорчук. Это не толстяк Ги де Мопассана, вызывающий сочувствие, но импозантный мужчина. Это тот, кому истеблишмент обязан появлением нового типа пройдохи в своих рядах, и его цинизм кажется нам детским лепетом по сравнению с тем, кого он породил.

Актёр предложил очень удачную трактовку образа, которая заставляет задуматься нас об ответственности каждого за нынешнюю ситуацию. Разве тот, кто рекомендовал, не соучаствует в будущем преступлении?

Форестье вскоре умрёт и не увидит стремительный взлёт своего протеже. Тот заберёт себе его дело, его жену, его дом, и будет глумиться над памятью того, кому обязан сытой довольной жизнью. До поры до времени — совершенно безнаказанно.

Всем своим настроением «О, милый друг» внушает нам надежду на то, что время пройдох всё-таки однажды закончится. Безудержное веселье, победа зла над добром, пляски до упаду на фоне разбитых сердец не могут быть вечными; однажды этот праздник безумия завершится, и «милого друга» настигнет расплата. Слишком уж хорошо все понимают его истинную сущность, слишком многим он причинил боль. Но это дело будущего.

В афише театра «У Никитских ворот» мы видим, что спектакль даётся как накануне Нового года, так и 5 января 2021 года, накануне Рождества. Это неслучайно. Перед праздниками человеку свойственно делать две вещи: поднимать себе настроение и переосмысливать происходящее. Редкое произведение искусство дарит такую возможность, как этот прекрасный спектакль.

Фотографии взяты с официального сайта театра «У Никитских ворот».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку