О городке Северной Наварры, знаменитом не только серфингом

Атуан

Выражение «нет пророка в своём отечестве» не всегда верно. Хосе-Мигель Барандиаран — человек-легенда. Маленький город Атаун, затерянный в горах Северной Наварры, связан с именем этого выдающегося учёного-свящённика. Это край неземной красоты.

Всё здесь удивительно: и природа, и местоположение, и история. Маленькое местечко расположено в предальпийской зоне. Если вскинуть глаза вверх, то вы увидите необыкновенные долины, где произрастает белая асфодель — горная лилия, цветок, который растёт только на южных склонах Пиренеев. На баскском языке он называется Ангуло.

Первоначальное имя лилии — амбуэло, которое оно трансформировалось в «ангуло». От названия цветка и происходит моя фамилия. А цветок произрастает только здесь, в Пиренеях.

Асфодель
Асфодель

Стоя в центре городка Атаун, Вы посмотрите вниз и увидите высокие волны Атлантики, достигающие размера девятого вала.

Бискайский залив известен своими бурными водами, здесь зародился популярный сейчас вид спорта сёрфинг — катание на досках на вершине волны.

Именно в Бискайском заливе впервые в Европе стали проходить международные соревнования — гонки на плоских досках. Сюда приезжают за этим со всего мира, из Европы — уж точно, потому что только здесь Атлантика обеспечивает высокие волны большую часть года.

Наиболее популярное время для любителей этого вида спорта — август-октябрь.

Атаун — местечко, где климат сочетает в себе и горный предальпийский воздух, и морские йодистые запахи в сочетании с удивительными хвойными флюидами, которые — самый лучший в мире парфюм. Надышавший им, ты заряжаешься здоровьем на всю жизнь.

Представьте себе густые хвойные леса, главным образом сосны, произрастающие на удивительной для этого растения почве — песке. Поэтому здесь, несмотря на близость Большой воды, нет ощущения влажности и сырости. Здесь, если так можно сказать, сухой горный воздух, напоенный запахом хвои и хвойной смолы.

Отсюда и возникает ощущение здоровья, которое буквально «всасывается» в тебя. Дышится полной грудью и хочется дышать так, что никак не можешь насытиться. Удивительное состояние духа и тела.

То ли за счёт гор, то ли за счёт ещё чего-то, но здесь практически никогда не бывает дождей, так характерных для Страны Басков. Знаменитый чири-мири — мелкий моросящий дождь, похожий на крупнокапельный туман — вещь весьма редкая в этом микроклимате. Наверное, такие места есть на Земле ещё, но именно здесь ты чувствуешь себя свободно, вольготно и раскрепощённо.

Jose Miguel de Barandiaran
Jose Miguel de Barandiaran

В этом городе живёт дух величайшего учёного-антрополога, основателя баскской лингвистики, священника-иезуита Хосе-Мигеля Барандиарана, которого местные называют «Айта Барандиаран» — «отец Барандиаран». Это имя он получил не как священник, а потому что он считается одним из духовных отцов нации. Этот человек посвятил всю свою жизнь двум вещам: служению Богу и отечеству и изучению самого удивительного (по его мнению) языка на Земле — баскского.

Труды отца Барандиарана по лингвистике и антропологии до сих пор считаются мировой классикой. Столько, сколько он знал о баскском языке и истории баскского народа — самом древнем европейском этносе, летоисчисление которого датируется Ранним Палеолитом (50-60 тысяч лет назад), не знает никто.

Этот человек, всю жизнь проживший с племянницей, был очень скромным, вёл размеренный образ жизни, никогда не путешествовал и редко покидал пределы родного Атауна.

Но вы спросите, как этот великий учёный осуществлял связь с миром и откуда черпал свои знания, будучи затворником? Ответ прост: мир приезжал к нему.

Никогда этот человек никому не отказывал в аудиенции. В этом смысле он напоминал знаменитую Вангу в Болгарии. Любой человек, пожелавший пообщаться с великим учёным, мог увидеть его.

Во время встречи пожилой учёный неизменно задавал один и тот же вопрос: «Как Вы до меня добрались?», и только получив ответ, он начинал мерную бусуд, неизменно заканчивающуюся искомым результатом для посетителя. Тот либо получал уникальную справку о чём-то, либо черпал жизненные силы, которые давал этот удивительный человек.

Мне в моей жизни посчастливилось познакомится со всеми выдающимися исследователями баскского языка и баскского этноса. Достаточно назвать трёх из них: Кольдо Мичелена, Шавьера Кинтана и Хосе-Мигель Барандиаран. Все трое возглавляли Королевскую Академию баскского языка, что в русском аналоге — глава Академии наук.

Незабываемые встречи а Атауне надолго удерживаются в моём сознании и в моей человеческой памяти, а тема пророка в своем отечестве не покидает меня. Отца Хосе-Мигеля Барандиарана слышали у него на родине, понимали и уважали. Его знания были бесценны. Они были национальным достоянием.

Одет он был всегда в одно и то же: чёрную сутану, на шее — белая реверентка, а на голове — знаменитый баскский берет, который тот, казалось бы, никогда не снимал.

Генрих Наваррский
Генрих Наваррский

Страна Басков — не только уголок природы, который следует посетить, но и удивительная историческая область Европы, давшая много для её истории. Первый Бурбон Генрих IV Наваррский тоже был из этих мест. Здесь родились знаменитые мореплаватели: Хуан Элькано I, например, обогнувший весь земной шар.

Но среди них были и такие люди, как Хосе-Мигель Барандиаран, которые раскрыли тайну происхождения самого древнего языка на Земле (баскский язык старше санскрита), и разнесли по всему миру правду о нём.

Место, где жил этот человек, после его кончины стало меккой для всех образованных людей мира, стремившихся посетить его могилу и отдать должное учёному-энтузиасту. Посетители неизменно поражаются красоте и величию этих мест. Горы, море и традиции здесь соединились в одно целое.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку