Новый самолет Аэробуса имитирует ястреба

Новый самолет Аэробуса имитирует ястреба

Представленный на британском авиашоу Royal International Air Tattoo новый концепт самолета Аэробуса поражает своим необычным видом – у него птичьи крылья и хвост. Европейский авиастроитель экспериментирует с технологией «биомимикрии», которая, как ожидается, позволит летать менее шумно и в половину экономичнее.

По словам создателей «Bird of Prey» (Хищная птица), экзотичная конструкция самолета была навеяна такими пернатыми, как гигантский ястреб, который может долго парить в воздухе со скоростью 90 км/ч, не тратя энергии. В пикировании же его скорость достигает 350 км/ч.

Это не первый раз, когда конструкторы вдохновляются примером природы при создании своих крылатых машин. В 1903 году так появился первый самолет братьев Райт, которые часами наблюдали за полетом голубя. А еще раньше в 1856 году Жан-Мари Ле Бри по примеру альбатроса сконструировал свою «летающую лодку» и совершил первый парящий полет на пляже Дуарнене (Бретань, Франция).

Новый региональный самолет сможет перевозить 80 пассажиров на расстояние в 1’500 километров, сжигая на 30-50% меньше топлива, чем его современные аналоги, говорит Airbus.

Перья самолета, изготовленные из композитных материалов, управляются индивидуально, обеспечивая активный контроль полета. Его веерный хвост позволяет существенно снизить сопротивление воздушного потока.

«Когда мы изучали полет орла, мы думали, что обнаружили ошибку природы, потому что на некоторых этапах полета на экстрадосе (верхней части крыла) образовывались паразитические деформации … перья выбивались из общего строя. Сегодня мы знаем, что эти искажения, которые мы не понимали, играют важную роль в исполнении полета. Крыло A350 опирается на эту науку, которую мы называем биомимикрией, поскольку она способна автоматически адаптировать свой профиль к возникающим условиям», — объясняет Денис Даррак, инженер по технологическим исследованиям в Airbus.

В конце мая Аэробус также анонсировал другой свой проект Альбатрос. «Эта птица может летать без устали, сводя к минимуму свои мышечные усилия», — говорит Жан-Брис Дюмон инженерный директор компании. Идея в том, чтобы не надо было двигать крыльями. Такое устройство планера позволяет оптимизировать размеры и вес самолета, и в конечном счете снизить расход топлива. Эта находка уже апробируется на макетах.

Рассматриваются и другие пути – особая отделка фюзеляжа. Подобно тому, как современная конструкция костюмов пловцов была подсмотрена у акул, новая отделка корпуса сможет снизить расход топлива на 1%, т.е. на тысячи тонн керосина в течение срока службы лайнера.

Другим источником вдохновения служит стая перелетных птиц, в которых те собратья, что двигаются сзади на той же скорости тратят на полет гораздо меньше энергии, чем те, что летят впереди.

Значит ли, что мы скоро увидим стаи рейсовых самолетов, пока трудно сказать.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку