Новый год и Рождество в живописи и иллюстрации

Christmas-card

Новый Год и Рождество Христово — самые ожидаемые праздники, как для детей, так и для взрослых. Города и дома в это время преображаются. Появляется вера в чудеса и ощущение сказки.

Исторически корни

Изначально традиция справлять Новый год и украшать елку была языческой, но и после крещения народов некоторые языческие обычаи плотно свились с христианской культурой. Искоренить их было невозможно, да и обычай, о котором мы говорим, был безобиден и очень нравился народу, поэтому церковь его с радостью приняла.

Путаница в датах празднования и в установке елки произошла с приходом советской власти. Церковный календарь при этом не поменялся, и Рождество, как и раньше, мы празднуем 25 декабря по старому (юлианскому) стилю, которое соответствует 7 января по новому (григорианскому). Но на государственном уровне сперва было запрещено Рождество, потом светский календарь перевели с юлианского на григорианский.

Несмотря на запрет советской властью церковных праздников, традиция наряжать елку осталась, но чтобы не связывать это с религией, ее украшали 31 декабря в канун празднования Нового года. Так рождественская елка стала новогодней. И даже со снятием запрета на церковные праздники этот обычай уже не меняется.

Новогодние праздники в живописных работах

Джорджо Вазари (Vasari, Giorgio). "Рождество" 1546 г.
Джорджо Вазари (Vasari, Giorgio). «Рождество» 1546 г. Photo: Pinme.ru

Картины известных художников, которые связаны с Рождеством, чаще всего изображают библейскую сцену поклонения волхвов, пришедших к новорожденному Иисусу Христу. Как пример, полотно в теплых тонах Джорджо Вазари, изображение Девы Марии с Иисусом в яслях в божественном свечении Владимира Боровиковского и неоконченная работа Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов», которая даже в незавершенном варианте превосходна.

Художники 19-20 века уже изображают подготовку к празднику, его встречу. То, с чем им самим приходилось сталкиваться и восторгаться.

Картина американца Генри Мослера «Рождественское утро» полна тепла и предвкушения чуда. На ней дети аккуратно, неторопливо, чтобы не спугнуть сказочное мгновенье, заглядывают на елку, в ожидании подарков. Это то чувство, которое испытывали все в детские годы – восторг и трепет перед торжеством.

Англичанин Альберт Шевалье Тайлер на полотне «Рождественское дерево» изображает момент семейной подготовки к празднику. Все заняты своими хлопотами, наряжают елку.

Боровиковский В.Л. Рождество. 1790 г.
Боровиковский В.Л. Рождество. 1790 г. Photo: olganikiv.blogspot.ru

Рождественскую тематику и все, что с ней связано, применяли и другие авторы для сюжетов своих картин. Так, Альфонс Муха пишет портрет дочери Ярославы в рождественском образе. А Михаил Врубель воплощает на своем полотне образ новогодней красавицы Снегурочки. Сальвадор Дали, как ему и свойственно, изображает праздник в своей картине «Рождество» символично с добавлением знакомой атрибутики и малозаметным, на первый взгляд, очертанием человеческих лиц.

Рождество С. Дали
Рождество С. Дали

Традиционные незатейливые рождественские сюжеты можно было увидеть на поздравительных открытках и в иллюстрациях новогодних журналов.

В России первые рождественские открытки появились под занавес 19 века и они были очень дорогими. Они разрабатывались известными художниками и ценились как роскошный подарок. Над рождественскими открытками трудились Александр Бенуа, Николай Рерих, Лев Бакст. За рубежом  известными художниками, занимавшимися поздравительными открытками. были Стюарт Шервуд, Норман Роквелл и Джон Хорсли. Этому посвящали время как профессионалы, так и любители. Никто не жалел времени на то, чтобы создать праздничную атмосферу и подарить себе и другим людям радость. С Новым годом!

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку