Новые признаки водородной революции

Новые признаки водородной революции

Взрывной рост капитализации малоизвестной водородной компании Plug Power до $25 млрд., вероятно, является первым серьезным предвестником будущей водородной революции.

Акции Plug Power Inc., компании по производству водородных топливных элементов, подскочили более чем на 50% до $24.9 млрд. после того, как один из крупнейших южнокорейских холдингов – SK Group – заплатил $1.5 млрд. за её 10% долю. Это крупнейшая сделка в водородной энергетике за всё время её существования.

Ещё год назад капитализация Plug Power была в 25 раз меньше, теперь же она превосходит стоимость таких американских коммунальных гигантов как PG&E Corp. и Consolidated Edison Inc.

Одновременно с покупкой доли партнеры создают совместное предприятие по развертыванию сети водородных заправочных станций, установок по производству водорода (электролизеров) и станций водородных топливных элементов в Южной Корее и других странах Азии, начиная со следующего года.

Стремительный рост капитализации отражает растущий аппетит инвесторов к запасам водорода и чистой энергии, поскольку новый американский президент, Джо Байден, уже анонсировал поворот к зеленой энергетике и присоединение к Парижскому климатическому соглашению.

«Мы ожидаем быстрого роста и значительного получения доходов от совместного предприятия, которые будут дополнять наш план на 2024 год», – сказал глава Plug Power Энди Марш.

Сейчас компания ежедневно производит около 20 тонн жидкого водорода для заправки примерно 40’000 вилочных погрузчиков на топливных элементах, используемых клиентами, включая Amazon, Walmart, DHL и Home Depot. К 2024 году производственная мощность вырастет ещё на 85 тонн водорода в день, 25’000 топливных элементов в год и $1.2 млрд. годового торгового оборота.

Один миллиард вырученный от продажи акций пойдет на постройку крупного завода в Рочестере (США), который начнет работать в этом году и будет производить 1.5 ГВт топливных элементов и около 500 МВт электролизеров в год.

Рынок топливных элементов пока сильно отстает от рынка электрических батарей, используемых в транспорте, в виду отсутствия заправочной инфраструктуры. Однако топливные элементы получили хороший спрос в сегменте вилочных погрузчиков. Так как они быстрее заряжаются и дольше ездят, чем батарейный аналоги. Поэтому не удивителен и список клиентов, представленный крупнейшими лидерами в области онлайн-продаж и курьерской доставки.

Plug Power планирует расширить свою сферу деятельности и на другие транспортные средства, такие как контейнерные погрузчики, обслуживающие порты США и Европы. Он также работает над стационарными станциями бесперебойного питания дата-центров, где он будет конкурировать с Bloom Energy и FuelCell Energy.

Вместе с тем, с производством водорода дела обстоят пока не самым лучшим образом. На зелёный водород (вырабатываемый электролизом), сейчас приходится лишь 4% мирового производства водорода, остальные 96% — сопровождаются выбросом СО2 (так называемый черный, серый и т.д. водород).

«Водород, производимый по нынешней технологии, на самом деле вовсе не «зеленый», потому что на каждую произведенную тонну водорода в атмосферу выбрасывается восемь тонн СО2», – говорит профессор Йорис Пруст из Католического университета Лувен в Бельгии.

Причина такой диспропорции – экономическая. Зеленый водород сегодня стоит в три-четыре раза дороже, чем доминирующая «серая» альтернатива, производимая паровым риформингом природного газа.

Однако, по прогнозу аналитиков Wood Mackenzie, крупномасштабные инвестиции к 2030 году приведут к паритету затрат между зеленым и серым водородом. К 2040 году стоимость зеленого водорода упадет на 64%.

Кроме того, по прогнозам многих экспертов, к 2030 году стоимость владения машин на водородных топливных элементах достигнет паритета с автомобилями на ископаемом топливе. В купе с отсутствием углеродного следа это является мощной движущей силой для грядущей водородной революции.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку