Музыка

Новая опера вернулась к русской версии “Ивана Сусанина” Глинки

Новая опера поставила вариант Ивана Сусанина Глинки

Первая национальная русская опера “Иван Сусанин”, написанная Михаилом Ивановичем Глинкой на слова барона Егора Розена и получившая название “Жизнь за царя”, ожила 29 августа 2018 года на сцене знаменитой “Новой оперы” им. Е. Колобова. Постановку осуществил режиссер театра Алексей Вейро, а за дирижерский пульт встал Андрей Лебедев. Премьерное полуконцертное исполнение затем преобразится в спектакль – это предполагали постановщики в случае успеха у публики, а успех последовал.

У оперы есть все основания стать очередной находкой для репертуара труппы. Русского патриота и гражданина Ивана Сусанина, вдохновившего композитора на выдающийся музыкальный труд, поёт бас Евгений Ставинский, выпускник Академии хорового искусства, известный своим сильным и благородным вокалом. Дочь Ивана Сусанина Антониду представляет на сцене Ирина Боженко, выпускница Уральской консерватории. Певцам и хору “Новой оперы” оказались под силу сложные вокальные партии, навеянные русскими песенными интонациями, трудности которых часто отпугивают от постановок другие театры.

Технически и эмоционально опера, созданная в далёкие 1832-1836 годах, выдвигает высокие требования к музыкантам. Для исполнения “Жизни за царя” М.И. Глинки оркестру и певцам необходимо и виртуозное владение голосом, и чувство русской народной песни. Композитор создал национальное русское произведение в духе высокой европейской классической традиции, оттенил русские темы польской музыкой, снабдил его богатой инструментовкой и… переложил его на русский язык с помощью знаменитого в те времена либреттиста.

Сначала была музыка, и уже затем появился текст. Егору (Георгию Фёдоровичу) Розену пришлось приноравливать его к уже созданному музыкальному ряду, и он блестяще выполнил поставленную перед ним задачу. В центре повествования был русский крестьянин Иван Сусанин, в смутном XVII веке спасший династию Романовых тем, что завёл польский отряд в глушь и погубил там, не дав ему тем самым убить царя Михаила.

От крестьянской песенной традиции Михаил Иванович и отталкивался, она стала основой всех русских тем, интонационного комплекса. Глинка верил, что русское крестьянство пронесло через века русскую песенную самобытность, и эта музыка должна лечь в основу русской национальной музыки. “Музыкальный характер русской мелодии был подмечен Глинкою, – писал В.Ф. Одоевский, – он не побоялся основать на нём целую оперу, где довёл его до трагического стиля – дело, которое до сих пор никому в голову не приходило. Сим подвигом он положил начало новой эпохе в музыке”.

Премьера “Жизни за царя” состоялась. Несмотря на то, что опера состоит из четырёх частей и даётся с двумя антрактами, невзирая на скромность сценических эффектов, прекрасное исполнение труппы “Новой оперы” волшебной музыки Глинки и два века спустя приносит наслаждение и радует ухо и душу родным звучанием. Будем надеяться, что вскоре театру удастся изыскать средства на полномасштабную версию, и к прекрасной музыке прибавятся достойные её декорации.