Новая Опера оставляет «Пушкина» редко исполняемой оперой

Редакция «Э-Вести» в 2017 году была в числе тех счастливчиков, которым выпала радость знакомства с оперой «Поэт и царь», написанной на либретто праправнучки А.С. Пушкина и Николая I Мариты Филлипс композитором Константином Боярским. По сей день мы храним самые светлые воспоминания об этой (мировой) премьере, состоявшейся в Новой Опере им. Е. Колобова.

К сожалению, на сцене Новой Оперы произведение шло только однажды. Затем концертная версия с большим успехом гастролировала в других странах, и публика всюду восприняла проект как нечто новое и свежее, пленившись давней и одновременно вечной историей жизни и смерти великого русского поэта.

Казалось, что на российской сцене пауза затянулась. Мы сожалели о том, что эта жемчужина современной (в лучшем смысле этого слова) музыки потерялась из вида, и мало слушателей смогло прикоснуться к глубокой проблематике творчества, к блестяще разработанной автором теме взаимоотношений творца и власти — теме, которая важна всегда, во всех странах и на всех этапах развития общества.

С большим удовлетворением мы узнали о том, что наконец-то, два года спустя, произведение Мариты Филлипс и Константина Боярского обрело сценическую постановку (режиссер Игорь Ушаков) – теперь опера носит название «Пушкин».

Но оказалось, что всё шло своим чередом, и «Поэт и царь» покорно ждал своего нового часа в России. «Именно в эти годы в нашем театре один за другим ставились произведения XX и XXI веков. Это и работа Яна (главного дирижера театра Яна Латама-Кенига – прим. ред.), и произведение Бриттена, и многое другое… Предложить нашему зрителю ещё больше современной музыки мне казалось чрезмерным, тем более, что мы на первом этапе не знали, что из этого получится, — поделился с нашей редакцией директор Новой Оперы Дмитрий Сибирцев. – Необходимо было, чтобы прошло концертное исполнение и артисты выучили свои партии. Но как только мы сделали концертную версию, мы стали строить планы.

Вскоре планы были свёрстаны. Изначально мы планировали сделать сценическую версию осенью 2019 года. Потом вдруг нам пришлось ускориться. Так что, наоборот, сценическая версия вышла без каких-либо задержек».

7 июня 2019 года опера «Пушкин» в сценической версии была исполнена на сцене Новой Оперы снова на языке оригинала – английском – и снова была прекрасно принята немногими счастливыми зрителями. Это уже не было мировой премьерой, которая состоялась в июле 2018 года в британском Grange Park Opera, но премьерой только российской.

Судьба оперы в мире, конечно, будет яркой. Но когда российские зрители – многочисленные поклонники творчества национального поэта России – смогут видеть её в репертуаре Новой Оперы – по-прежнему неясно. Дмитрий Сибирцев затруднился ответить на вопрос о том, когда широкий зритель сможет приобщиться к произведению, которое уже во второй раз доступно ограниченному числу людей в России.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку