Новая Опера готовится к вечеру русского романса памяти Е. Колобова

вечер романса в Новой Опере

В рамках Крещенского фестиваля в Новой Опере 30 января 2021 года состоится вечер русских романсов Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. В концерте участвуют один из лучших теноров России Алексей Татаринцев и известные победители телешоу «Голос» Ксения Нестеренко и Полина Шамаева. За дирижерским пультом в этот вечер встанет Дмитрий Волосников, который вместе с солистами Новой Оперы не только почтит память великого основателя театра, но и подарит слушателям истинное погружение в уникальный жанр, возникший в эпоху русского романтизма и ставший визитной карточкой русской культуры.

Программа русского романса была создана ещё Евгением Колобовым, который сумел раскрыть в ней самую суть русской камерной музыки, где есть и любовь, и разочарование, и поиск Бога, и исповедь ему, и непременная корневая связь с родиной. Успеха, проверенного временем, этой программе удалось достичь не только оригинальной оркестровкой романсов, но и новаторским подходом к отбору исполнителей.

Суть новаторства состояла в том, что Колобов подбирал соответствующего характеру романса талантливого певца, объединяя в одной программе и признанных звёзд, и тех, кто только начал восхождение на музыкальный Олимп. Именно умение петь романс и соответствие его образу предопределяло приглашение солиста в программу..

Дмитрий Волосников рассказывает, что мечтой основателя Новой Оперы Евгения Колобова было пение романсов со студентами Московской консерватории. С этого и начался его разлад с Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко, для которого Колобов с мэтрами сделал музыкальное открытие — «Пирата». Вскоре Колобов сказал, что хочет создать «Евгения Онегина» с молодыми певцами, ещё студентами Московской консерватории — точно так, как это делал в своё время П.И. Чайковский. Но эту мечту удалось ему осуществить уже в собственном театре — Новой Опере.

«По традиции, установленной Евгением Колобовым, в концерте русских романсов у нас проходят все поколения певцов, — рассказал «Э-Вести» дирижёр. — В нём участвуют и те, кто работают в театре 20 лет, и те, кто работают в Новой Опере первый сезон. В том числе, романсы Рахманинова у нас будет петь Маргарита Некрасова, которая работает в Новой Опере практически с основания; она записывала диск с Евгением Колобовым ещё в 1997 году.  Мы ей доверили те романсы, которые поёт человек, который уже многое повидал, ощутил, прошёл в жизни. Она это делает с позиций своего опыта, мастерства и умения.

А трогательные романсы юной девушки, которая воспылала первой любовью, мы отдали тем людям, которые работают в театре год-полтора. Тем, у которых отношение к музыке и к Евгению Колобову самое трепетное. Эти певцы ещё, может быть, не всё умеют, они в этой программе учатся каким-то вещам, но у них есть и мастерство, и естественная живая страсть — страсть молодости».

Конечно, все исполнители романсов — высокие профессионалы; состав певцов в вечере романсов Новой Оперы очень сильный и они тщательно готовятся к вечеру. «В романсе особые требования к подаче звука; важно, чтобы было понятно каждое слово, — поясняет Дмитрий Волосников. — Отношение к слову неразрывно связано с традициями русской музыки. Мы над этим сейчас тщательно работаем, чтобы каждое слово было произнесено не с оперным посылом, но с драматическим придыханием. Кроме того, хотя программа романсов будет исполнена в большом зале, это должно быть сделано по всем законам камерного исполнения. Камерность нам нужно будет обязательно сохранить».

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев примет участие в вечере русского романса

Несмотря на огромный труд, который требуется для одного вечера, музыканты всегда охотно участвуют в нём, и даже борются за исполнение как можно большего числа романсов. «Для музыканта пение романсов — это то же самое, что для человека зайти в храм поставить свечку, раз в месяц выйти в лес или на природу, — говорит дирижёр. — Это уникальное духовное, психологическое, даже голосовое общение с музыкой. Пение романсов — не то же, что петь страстную оперную партию; здесь как нигде можно «копаться» в нотах и так и не добраться до сути».

Дмитрий Волосников — выпускник Уральской государственной консерватории, окончивший под руководством Евгения Колобова аспирантуру по специальности симфонического дирижирования; он широко известен исполнением русской музыки. Дирижёру довелось готовить такие программы, как «Ростовская сюита» на текст Димитрия Ростовского, он заведовал Фестивалем хоровой и колокольной музыки «Преображение», и, конечно, дирижировал «Борисом Годуновым» и «Хованщиной». Духовные и музыкальные особенности русской музыки известны ему, как никому другому., но и у Дмитрия Волосникова творчестве романсы находят своё, особое место.

«Романс — это очень интимная часть искусства, он рассчитан на каждого слушателя, который сидит в зале, — говорит Дмитрий Георгиевич. — Это та часть музыкального творчества, где каждый находит что-то своё, сугубо личное…».

Если в XIX веке домашнее пение романсов было привычным делом, то сегодня мы всё чаще идём их слушать в концертный зал. Но Дмитрий Волосников уверен, что и домашнее пение живо: «Во многих русских городах и сегодня исполняют романсы, — говорит он. — У меня есть знакомые в Ярославле, в Рыбинске, которые занимаются домашним музицированием. Я не знаю, поют ли они те романсы, которые у нас будут представлены в программе, но то, что русских композиторов поют дома и продолжают петь — это абсолютно точно. К этому виду искусства у нас на Руси не пропал интерес».

Действительно, интерес к русскому романсу на Руси не пропал, он есть и в Москве. И во многом московские меломаны обязаны этому Новой Опере, музыканты которой умеют зажечь сердца слушателей своими вечерами русских романсов.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку