Новая опера даёт премьеру семейной оперы «Гензель и Гретель»

Hänsel und Gretel

08 октября 2017 года в Новой Опере им. Е. Колобова ожидается премьера знаменитой немецкой сказки братьев Гримм про Пряничный домик – «Гензель и Гретель» (Hansel and Grettel). С момента своего создания в 1812 году сказка завоевала сердца многих людей по всему миру, одним из её поклонников стал немецкий композитор Энгеберт Хумпердинк (1854-1921), создавший на этот сюжет одну из лучших немецких опер.

Либретто оперы «Гензель и Гретель» написала сестра композитора Адельхейд Ветте (Adelheid Wette, 1858-1916). Она же и подала Хумпердинку идею написать для её детей рождественские песни на темы «Гензель и Гретель», которые затем были дополнены и превратились в полноценную оперу.

Музыкальные образы произведения навеяны народной немецкой музыкой, а обстоятельства создания сообщили ей сказочный праздничный характер. Первая премьера оперы прошла в Веймаре на Рождество 1893 года, а дирижировал постановкой знаменитый немецкий композитор Рихард Вагнер. С того момента опера Хумпердинка «Гензель и Гретель» стала ассоциироваться с Рождеством, в Европе она частенько исполняется накануне праздника.

Сюжет сказки «Гензель и Гретель» нетипичен для сказки для детей в русском понимании этого слова, он апеллирует к семейной проблематике. По остроте и душещипательности история напоминает романы и публицистику Ф.М. Достоевского.

Дровосек с подачи жестокой второй жены, не желающей кормить пасынков в голодные времена, решает бросить дочку и сына на произвол судьбы в лесной чаще. Дети – Гензель и Гретель, подслушав страшный разговор, решают пометить дорогу и возвратиться домой, но отец на следующий день снова отводит в лес и бросает. После трёх дней голодных странствий детей они набредают на Пряничный домик – избушку из сладостей, которые с голоду начинают есть. Но это резиденция старушки-людоедки, живущей в дремучем лесу. Бабушка-каннибал зазывает будущих жертв в свой дом, чтобы откормить и съесть.

Нет предела несчастьям брошенных на произвол судьбы детей. Гретель заточена в клетку, а Гензель стал рабом людоедки. Но дружба брата и сестры позволяет им освободиться – вместе они сжигают старуху в печи, истопленной для приготовления из них человечины. После победы, они обнаруживают в избушке сокровища и возвращаются домой целыми, невредимыми и богатыми. К тому моменту умирает мачеха детей, и они воссоединяются с раскаявшимся отцом.

Один из братьев Гримм – Вильгельм – услышал эту историю от своей невесты и включил в сборник «Сказки для детей и семьи» (Kinder — und Hausmärchen). Происхождение этой истории ведётся от XIV века, со времени Великого Голода в Германии, отсюда и тема каннибализма. Увы, в период голода были семьи, приторговывавшие детьми или поедавшие слабых. Русский аналог злой старухе-каннибалке – «Баба Яга». Сказки схожей проблематики есть у Шарля Перро – «Мальчик с пальчик». Интересно, что в первой версии сказки детей пытается загубить не мачеха, а самая что ни на есть родная мать, да и дровосек ей не перечит. Видимо, авторам со временем захотелось смягчить трагедию семейных отношений.

Семейный характер постановки «Гензеля и Гретеля» в Новой опере подчёркивает её создатель –Екатерина Одегова. Культурно-политическому журналу «Э-Вести» удалось получить несколько комментариев от режиссера.

ЭВ: Екатерина, скажите, пожалуйста, в связи с чем возникла эта постановка?

Одегова Е.: Так сложилось, что репертуарное планирование «Новой оперы» совпало с моими творческими интересами. Эта опера находится в репертуаре любого европейского театра. Почему бы не поставить её в «Новой опере»? Я люблю эту оперу, она входит в мой ТОР опер.

ЭВ: Это Ваша не первая работа с «Новой оперой»?

Одегова Е.: Нет, это четвёртая моя постановка в «Новой опере». В прошлом мы ставили спектакль «Интимный дневник» Леоша Яначека, «Саломею» Рихарда Штрауса, в прошлом сезоне – «Фауст» Шарля Гуно. Третий сезон подряд мы открываем «Новую оперу» премьерой.

Все спектакли в этом театре мы делаем в тандеме вместе с художником Этель Йошпой, но в данном случае в проект добавился ещё один художник — Анна Кострикова. «Гензель и Гретель» отлично подходит по составу нашей труппе, поэтому у нас будет три хороших, крепких состава.

ЭВ: Что зрителю следует ожидать от Вашей постановки?

Одегова Е.: Это постановка для семейного просмотра. Спектакль будет интересен и для маленьких зрителей, и для их родителей. Как любая хорошая сказка, «Гензель и Гретель» — это многослойная история. Для детей – это увлекательный рассказ о приключениях, где дети должны пройти через препятствия и вернуться домой, найти ту дорогу домой, к своей семье и родителям. Для взрослых это философская притча, заставляющая задуматься о том, что есть семья, о роли детей в нашей жизни. В том числе, это напоминание о том, что не стоит забывать про маленького ребёнка внутри себя.

 

***

Важно заметить, что «Пряничный домик, или Гензель и Гретель» в Новой опере будет исполняться по-русски. Театр обещает сделать из своей новой постановки настоящий праздник для взрослых и детей, с замечательной музыкой и волшебными сладостями.

Дирижировать будет Андрей Лебедев.

Hansel and Gretel in Wienna
Hansel and Gretel in Wienna — Постановка «Гензеля и Гретель» в Вене (Австрия)
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку