Николай Цискаридзе: мужской трон в балете никто не занял

Николай Цискаридзе: мужской трон в балете никто не занял

Только что закончились блистательные гастроли Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой в Японии – стране, где как нигде любят, ценят и знают балет. Им занимается более полумиллиона(!) человек, а обычных ценителей еще больше.

О том, как прошли трёхнедельные гастроли Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой и культурно-политическому журналу «Э-Вести» рассказал ректор Академии Николай Цискаридзе. А заодно он поделился с нашими читателями своей оценкой балета и дал несколько советов его любителям.

ЭВ: Николай Максимович, буквально накануне ваши ученики вернулись с гастролей в Японию. Расскажите, пожалуйста, как они прошли?

Николай М. Цискаридзе: Уже давно и регулярно, каждые три года, Академия выезжает в Японию. И прошло, конечно, все блистательно. Японцы очень скрупулезные люди и, когда они подводят итоги, то каждый финансовый год печатают отчёт о доходах — сколько продано билетов, сколько они стоили. Так было и после предыдущих гастролей в 2016 году; и было очень приятно, что наши гастроли финансово выигрышнее были даже таких монстров, как другие театры, которые постоянно туда ездят (завсегдатаями японских подмостков является, например, Большой Театр России – прим. ред.). Наш коллектив – детский, и на него уже огромный спрос.

В этом году, во время очередной поездки в Японию, мы возили три названия: «Щелкунчик», «Фею кукол» и третий акт из балета «Пахита». Мне – как москвичу, выпускнику Московской Академии хореографии, стало очень обидно, что моё учебное любимое заведение, которое я закончил (во время Советского Союза оно единственное выезжало в Японию), на сегодняшний момент уже почти 20 лет туда не ездит.

Конечно, я переживаю об этом как «московский» ученик, но как руководитель петербуржской академии, которая уже второй раз с таким успехом проводит гастроли в Японии, мне очень приятно.

Чем больше русское искусство будут знать, видеть, тем лучше. Это принесет пользу не только репутации государства, но еще и детям. Потому что они, прежде всего, должны учиться.

 

Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой в Японии
Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой в Японии

ЭВ: Нашим читателям очень важно Ваше профессиональное видение ситуации в российском балете в целом. В каком он положении сегодня, как он воспринимается?

Николай М. Цискаридзе: В области классического балетного искусства мы были и будем всегда лучшими. Тот спрос, который есть на нас, часто заставляет меня отказываться от гастролей, потому что мы прежде всего академия, а не театр; мы обязаны детей учить. И я могу возить спектакли исключительно в тот период, когда дети могут это делать в соответствии с учебной программой.

ЭВ: Как важно и приятно это слышать от Вас. Но если говорить об артистах балета, можете ли вы назвать TOP10 тех, которые сейчас танцуют в России?

Николай М. Цискаридзе: Знаете, я TOP10 не назову. Но я скажу, что на сегодняшний день есть бесспорная примадонна  — это Светлана Захарова. И не только потому, что она моя многолетняя партнерша, человек, которого я очень люблю прежде всего в жизни, как свою коллегу. Это действительно настоящий, серьезный представитель профессии. В её случае ты понимаешь, что благодаря физическим способностям, мастерству человек занимает лидирующее положение в мире. Очень многие будут вам говорить, что это Таня.

К сожалению, мужской трон пустой. Простите, не пришел никто.

ЭВ: А если говорить о бывших, кого можно увидеть в записи, чтобы понять истоки мощи и репутации русского балета?

Николай М. Цискаридзе: Можно посмотреть Максимову, Павлову, Васильева, Лавровского, Соловьева, Семеняку.. Из зарубежных тоже очень много. Это и Марго Фонтейн, и Сильви Гиллем, и Иветт Шовире… Сейчас очень много записей в youtube.

Конечно, лучше смотреть настоящих артистов и записанные спектакли. Даже наши от них очень сильно отличаются, потому что в постановках прошлых лет все очень слажено работают и другая художественно-постановочная часть, ответственность, да и артисты.

ЭВ: Николай Максимович, что вы порекомендуете прочитать новичку-любителю, чтобы начать понимать, что такое балет?

Николай М. Цискаридзе: Вы знаете, написано очень много замечательных книг вообще о театре. Но это очень индивидуально, здесь нельзя сказать, что надо для начала читать что-то конкретное…

Есть такой историк Вера Михайловна Красовская, она одна из самых главных историков балета в мире. Конечно, ее труды написаны очень точно с точки зрения профессии и очень доступным языком. Я думаю, что это было бы интересно широкому кругу любителей балета.

Но для тех, кто интересуется, есть много замечательных авторов, которые писали о балете. Уже дальше можно углубляться все больше и больше. Но у Веры Михайловны есть много трудов, которые знакомят широкого читателя и с историей, и с нюансами нашей профессии.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку