Театр

Ничто так не радует, как самоирония другого народа

Соломенная шляпка

В чём секрет водевиля “Соломенная шляпка” Эжена Лабиша, если уже более 150 лет эта незамысловатая вещица не сходит с театральных сцен? Наверное, мастер лёгкого жанра преуспел в том, что создал яркие непреходящие образы своих соотечественников – французов. Их куртуазность, которую не смогло изменить время, пыл которой не охладила Французская революция, была и остаётся анекдотичной как во Франции, так и за рубежом.

Франция – это страна, культуру которой любили и любят в мире и, конечно, в России. Понимая все недочёты и несуразности её особого типа любвеобильности, страну продолжают любить сквозь века, и всё французское вызывает живой интерес.

Поэтому едва в театре Пале-Рояль (Королевском театре Парижа) 14 августа 1851 года появилось сценическое воплощение “Соломенной шляпки из Италии” (таково полное название произведения), как его стали готовить к постановке в России. В 1852 году русский зритель познакомился с водевилем в Александринке и с того момента началось его победное шествие по стране.

6 октября 2020 года Театр им. Е. Вахтангова снова обратился к этой лёгкой искромётной комедии. Режиссёр Михаил Цитряк позабавил зрителя яркими непреходящими французскими характерами, которых поместил в подобие бродячего театра и заставил кружиться в бурной череде забавных анекдотов. Он в аннотации к спектаклю обещал рассказать историю любви, поскольку именно она, по мнению Михаила Цитряка, вдохновляет презабавные поступки героев. Но любовью это, пожалуй, можно назвать лишь с прилагательным “французская” и изрядной долей юмора.

Помните сюжет? Он довольно точно показывает типичную картину парижской буржуазной жизни середины XIX века.

Рантье Фадинар решает остепениться и улучшить своё финансовое положение, женившись на дочке состоятельного преуспевающего фермера Элен Нонанкур. Это отнюдь не пылкая страсть, но серьёзный шаг, к которому Фадинар подходит с осознанием того, каковы плюсы и минусы брака. Он готов принять не только очаровательную молодую жену, которой, “вероятно”, будет верен, но и её своеобразную семью “от сохи”.

Такого серьёзного человека не могут поколебать никакие трудности на пути к счастливой семейной жизни. Все препятствия он преодолевает шутя и с юмором. А препятствия возникают оттого, что в его любовь в день свадьбы вторгается другая, не менее “французская любовь”.

Лошадь Фадинара имела несчастье съесть соломенную шляпку неверной жены Анаис Бопертюис, которая отдыхала в лесу с пылким офицером, и, опасаясь разоблачения мужа (а потеря шляпки – это улика), Анаис с любовником занимает брачное ложе Фадинара, чем грозится расстроить его свадьбу, если шляпка не будет возмещена.

Приходится Фадинару, отягощённому свадебным кортежем, отправляться на поиски, что он и делает. Но ни бывшая любовница-модистка, ни недавно купившая такую шляпку баронесса де Шампиньи не могут помочь – итальянская соломенная шляпка, похоже, единственная в Париже.

Зато какие образцы куртуазности проходят перед глазами зрителя – чего стоят прекрасные баронесса де Шампиньи (Лидия Вележева) и её кузен Ахилл де Розальба (Владислав Демченко)! Именно они – аристократы, заложили основы той самой культуры любви, которая уже затем прижилась в среднем классе и парижских низах. На высший класс равнялись все представители народа. Но то, что было элегантно и тонко у них, стало комичным у других. В том числе, подражание французской аристократии в России стало предметом множества сюжетов русской литературы. Как же всё это узнаваемо?!

“Соломенная шляпка” – это комедия, и она не могла закончиться плохо. В тот момент, когда обманутый муж уже узнал о неверности жены, свадьба Фадинара была почти расстроена, а невеста уезжала, забирая свои подарки, выяснилось, что одним из последних и была та самая искомая соломенная шляпка из Италии. Жених прощён и его украшают лавры благородного человека, неверная жена спасена, а единственный, кто оказывается в проигрыше – обманутый муж.

Соломенная шляпка становится залогом того, что куртуазная любовь во Франции неистребима.

Водевиль – лёгкий жанр с незатейливыми куплетами и искромётной бойкой игрой актёров. Не стоит ожидать от него много. Но сегодня, как и более полутора веков назад, французская самоирония даёт нам возможность ощутить дух той культуры, которую невозможно не любить, и глядя на которую невозможно не улыбаться.

Подписаться на рассылку