Культура и искусство

Не слишком ли много в России детских театров?

Не слишком ли много в России детских театров?

Почти треть театров в России – детские. Поэтому неудивительно, что начало 2019 года – Года Театра, ознаменовалось встречей 146 руководителей детских театров с главами Совета Федерации и Министерства Культуры. Низкие доходы, зарплаты, и финансирование – вот главные заботы директоров, но, может быть, лучше стоит подумать о развитии школьных театров?

Надо заметить, что один из первых профессиональных детских театров появился именно в России, в 1918 году его организовала Наталья Сац. Позднее аналогичные театры, в меньших масштабах, появились и в других странах. Теперь в России 1/3 театров – театры для детей. Возможно, это одна из причин того, что традиционный школьный театр, чья российская и мировая история насчитывает не одну сотню лет, стал угасать в России в советское время.

За рубежом, напротив, школьный театр – это мощный педагогический инструмент в изучении и освоении литературы, истории, риторики, то, что так тесно соприкасается с «гибкими навыками» (soft skill), которые так требуются современному работодателю. Помимо пользы для образования и воспитания, есть здесь и прямой коммерческий интерес. Чем больше детей приобщится к театру в школе, тем больше будет взрослая театральная аудитория.

Дадут ли денег детским театрам в России, чтобы они могли развиваться? Дадут. Говоря о моральном и материальном мотивировании в системе координат «центр-регионы» и «взрослые-дети», Владимир Мединский пообещал сделать акцент именно на региональных детских театрах. По программам «Театр – детям» и «Большие гастроли для детей и молодежи» ежегодная финансовая поддержка творчества, гастролей, и оснащения техникой региональных театров составила 1 млрд. рублей. Для федеральных театров, а это три – РАМТ, Музыкальный театр им. Н.Сац, и Театр кукол им. С. Образцова, ежегодно будет выделяться по 200 млн. рублей. Деньги пойдут на реновацию и техническое переоснащение. Самая большая статья расходов, как всегда бывает в таких случаях, строительство. В ближайшие 5 лет на ремонт и оснащение 40 региональных театров для детей федеральный центр выделил 6.2 млрд. рублей.

Благая забота Правительства о доступности детских билетов для всех слоёв общества, отражается не только на стоимости но и сборах от их продажи. Что, в свою очередь, приводит к низким зарплатам актеров. Ситуация на сегодняшний день такова, что отработав 1-2 года в регионах, профессионалы стремятся в столичные театры для взрослой публики. По словам Александра Кибовского, когда в московском театре отрывается свободная вакансия, на нее претендует до 500 человек! Очевидно, что если региональные власти не позаботятся о достойном материальном обеспечении театров и их служащих, проблему вымывания кадров не остановить.

Аналогичная ситуация и с репертуарами. Для театра выгоднее поставить спектакль категории 16+, куда смогут прийти не только дети, но и взрослые. Поэтому, по словам Сергея Безрукова, на детских театральных фестивалях очень мало работ для детей младшего возраста (3+, 6+).

И напоследок. Сейчас по данным Росстата, доля российского населения моложе 16 лет составляет 18.7%. К 2036 году их доля снизится до 14.5-16.1%. Возникает резонный вопрос – нужно ли нам столько детских театров сейчас и в будущем? Может быть, лучше расширить детский репертуар в обычных театрах и организовать театральные студии при школах? Даже директора детских театров от этого выиграют, просто фокус немного изменится. Хотя, конечно, строители детских театров в России могут пострадать, не получив заказов.