Не блестящие с виду русские песни и русский дух…

Saratov monument Cyrill Methodius. Photo: Vassily Zimin

24 мая в России и ряде славянских стран отмечается праздник святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, в нашей стране получивший название Дня славянской письменности и культуры.

История праздника берет свое начало в XII веке в Болгарии и ряде других славянских стран. День памяти святых просветителей, создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия издавна был праздником просвещения, культуры и национального самоопределения.

Возрождение празднования памяти святых было совершено в Российской Империи в 1863 года в честь 1000-летия Моравской миссии братьев и помещено на 11 мая по старому стилю. В СССР праздник под названием Дни славянской культуры и письменности проводятся с 1986 года. Вплоть до 2010 года столицами празднования становились различные города страны, затем все основные празднования были перенесены в Москву.

Одной из традиций празднования является исполнение русских и советских песен, как сохранение традиций отечественной музыки. В преддверии праздника редакция Э-Вести предлагает вспомнить яркие примеры использования народных песен в творчестве отечественных композиторов.

«Здесь русский дух…»

Народная песня всегда интересовала русских композиторов и являлась одним из источников вдохновения и поисков образов для создания сочинений. Не всегда прибегая к подлинному цитированию народных мелодий, русские композиторы переносили в свои произведения дух народной песни, ее мелодические особенности.

Первый русский классик Михаил Глинка называл народную песню главным «впечатлением детства» и «первою причиною того, что стал разрабатывать народную русскую музыку». Интерес и особое композиторское чутье характерно для Глинки не только в отношении русского фольклора. Азербайджанская народная мелодия легла в основу «Персидского хора» из оперы «Руслан и Людмила», знаменитые Испанские увертюры созданы на основе мелодий, записанных Глинкой в Мадриде.

В 1848 году в Варшаве Глинка пишет симфоническую фантазию «Камаринская», объединяя в ней свадебную протяжную песню «Из-за гор высоких» и известную плясовую «Камаринскую». Утвержденный композитором новый тип увертюры на народные темы впоследствии активно развивался в отечественной музыке. Чайковский сравнивал «Камаринскую» с желудем, в котором заключена вся русская симфоническая школа.

«Камаринская» Глинки в исполнении Симфонического оркестра АМУ при МГК им. Чайковского, дирижер – Т. Зангиев (запись 2008 года).

https://www.youtube.com/watch?v=dBcfyur1VDY

Один из наиболее западных русских композиторов Петр Чайковский, будучи уроженцем Воткинска, не только прекрасно знал народную музыкальную культуру, но и активно вписывал ее в классические формы и жанры. В этом он следовал заветам М. Глинки, явившись наиболее полным продолжателем его творческого направления.

Народные темы встречаются в операх композитора, симфониях, камерных сочинениях, «Детском альбоме». Одним из ярких претворений народной песни в классическом жанре является финал Первого фортепианного концерта (1874-75), основой которого стала украинская народная песня «Выйди, выйди, Иваньку».

Финал Первого фортепианного концерта Чайковского в исполнении Германа Уколова и Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Г. Ринкявичус.

Особое внимание русскому фольклору уделяют и современные композиторы, каждый раз подчеркивая современность и актуальность народной музыки. Приведем в пример творчество Родиона Щедрина. Еще в студенческие годы во время фольклорных экспедиций композитор проникся духом народной песни, наигрышей, которые затем воспроизвел в своих концертах для оркестра с характерными названиями «Хороводы» (1989), «Четыре русских песни» (1998) и, конечно, в «Озорных частушках» (1963).

«Озорные частушки» Р. Щедрина в исполнении Центрального военного оркестра МО РФ, дирижер – А. Нисенбаум.

Источники: Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов. – М., 1962.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку