Образование

Науку и бизнес способно объединить наставничество?

Науку и бизнес способно объединить наставничество?

15 ноября 2018 года РЭУ им. Г.В. Плеханова провел Первую научно-практическую конференцию «Форум наставничества», которая собрала вместе представителей академического и бизнес сообщества (среди участников – руководство ВТБ Страхования, Газпромбанка, МКБ банка, PWC, Faberlic, ТПП, Рыбаков Фонд).

Организаторы мероприятия сделали попытку преодолеть дистанцию между наукой и бизнесом. Дело в том, что навыки выпускников ВУЗов сегодня не удовлетворяют потребности бизнеса. Это проблема не только России, но и многих других стран мира. Эксперты озвучили следующие цифры: до 50% студентов в мире не соответствуют потребностям бизнеса.

Если проблема глобальна, то и решение можно поискать в мировой практике. В частности, опыт ведущих мировых ВУЗов показывает, что там, где есть институт наставничества, удовлетворенность студентов обучением в 2 раза выше и, как следствие, существенно выше темпы их карьерного роста. Под наставничеством подразумевается процесс практической, но неформальной передачи (в личном общении) студенту профессиональных и социальных знаний от более опытного, знающего, мудрого, и даже оказание студенту психологической поддержки.

По словам Евгения Русинова, руководителя центра наставничества «Ментори» (Рыбаков Фонд), анализ практики 100 ведущих университетов мира показывает, что чаще всего (39%) наставничество – это помощь бизнеса в профессиональной ориентации студента, а 25% наставничества – сопровождение обучения, когда старшекурсник помогает младшекурснику. При этом как наставляемый, так и ментор обогащаются от такого сотрудничества.

РЭУ, в свою очередь, пользуется инструментом наставничества в подготовке студентов. Это и работа студентов первого курса со школьниками, и забота студентов старших курсов о младших. Опыт университета показывает, что наставник получает навык работы с людьми, волю к решению задач “на длинной дистанции”, а наставляемые – дополнительную мотивацию и лучшие академические результаты.

Столь же оптимистичен в оценке применения наставничества российский бизнес. Так, Денис Валентинович Воронин, Исполнительный директор по работе с персоналом Газпромбанка, заметил, что разрыв между высшим образованием и требованиями бизнеса постепенно уменьшается, и это отражается в практическом трудоустройстве. Если раньше подразделения банка с трудом брали выпускников без опыта, то в этом году уже набрали 40 человек. Газпромбанк практикует наставничество “на длинном периоде”, когда студенты в течение первого года работают 1 день в неделю, второго – 2 раза в неделю. Таких выпускников с удовольствием разбирают подразделения банка.

В то же время, не все социальные проблемы во взаимоотношении науки и бизнеса может решить наставничество. Ведь молодежь склонна сегодня к получению денег, а не к их зарабатыванию. Хотя будущим работникам удаётся привить хорошие социальные навыки (soft skills), но решить проблему отсутствия у них предпринимательского “горения” и желания к постоянному самосовершенстованию пока не удаётся. Все хотят преуспеть не как в западной про Золушку, а как в русской сказке про Емелю.