Естествознание

Научный путь Николая Грота, вклад в современность

V. Soloviev, S. Trubtskoy, N. Grot, L. Lopatin

Обращаясь к прошлому, исследуя его, мы все больше познаем наше настоящее, то, что мы имеем сейчас.

165 лет тому назад родился один из крупнейших русских психологов. Николай Яковлевич Грот (18 апреля 1852 года – 23 мая 1899 года) появился на свет и  вырос в семье популярного академика, историка и филолога Якова Карловича Грота. В 1871 году Н. Я. Грот поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который впоследствии окончил с отличием и стал первым специалистом-психологом.

Н.Я. Грот предложил программу построения экспериментальной психологии (1896) – психологии, которая строится на практике психологических исследований. Он писал о необходимости изучения психологии, поскольку именно она открывает перед нами многие двери, помогает в разрешении многих проблем, которые стоят перед современной наукой.

Практически в каждом научном труде Н.Я. Грота (начиная с самых ранних работ и заканчивая более поздним периодом), мы можем проследить весь его творческий путь.

Так, он выделил три сферы психической жизни, соответствующие трем возрастным периодам жизни человека, и научная жизнь самого Н.Я. Грота прошла все эти три возрастных периода:

  1. Чувство – свойственно периоду детства и юности. Именно под властью чувства, страсти и инстинкта проходит данный этап психической жизни человека.
  2. Мышление – характерно для зрелого возраста. Здесь человек создает для себя определенные убеждения и правила.
  3. Воля – соответствует периоду старости. На данном возрастном этапе человек следует внушениям твердо определившейся воли.

Занимаясь исследованием эмоциональной сферы личности, Н.Я. Грот пришел к выводу, что человеческая сущность выражается в специфической психической энергии, которая находит свое выражение в сфере чувств. Он говорил о том, что как пессимистическое, так и оптимистическое душевное состояния ослабляют энергию деятельности личности. Так, например, люди пессимистического склада ослабляют энергию деятельности, тем, что представляют мрачную картину своего будущего, а люди оптимистического склада – тем, что чрезмерно самоуверенные и рассчитывают в основном на внешние силы.

Чуть позднее (к концу 20 века), Н.Я. Грот перешел к изучению проблем духовно-нравственных устоев и деятельности личности, поскольку именно в этом он видел суть, некий смысл человеческого существования. Утверждал, что личность человека сочетает в себе два начала – животно-психическую индивидуальность и духовное начало. Исходя из этого, личность постоянно находится в состоянии внутреннего конфликта, который в свою очередь ведет развитию личности. В результате развития человек делает выбор либо в пользу материальной жизни, либо духовной. Совершая тот или иной выбор, человек проявляет природу человеческой активности. А вот сама природа активности человека зависит от воли, которая проявляется в стремлениях и желаниях человека. Следовательно, в основе свободного выбора той или иной формы деятельности находится свободная воля.

Важно также понимание того, что свобода личной воли человека состоит в свободе осознания им возможности потерпеть неудачу, падение, так и  духовно восстановится, встать на ноги.

Н.Я. Грот считал, что наиболее трудная для выполнения задача человека в жизни – это овладеть самим собою и миром. Именно в уме и воле ученый видел могущество человека, так как благодаря им человек может достигнуть многого.

Также Н.Я. Грот говорил о том, что если большое значение придавать чувственным, материальным аспектам – духовное начало в личности может потерпеть разрушение. Поэтому важно не только совершать выбор, но и давать оценку своему стилю жизни. Только тогда можно рассматривать свою жизнь как постоянное самосовершенствование.