Наследие франко-русского художника Кузнецова изучают в ГИИ

Константин Кузнецов – конечно, русский художник по происхождению. Он родился в 1863 году в Нижегородской губернии, происходил из купеческой семьи (его отец Павел Игнатьевич был купцом рыбопромышленного направления), закончил студию при Академии изящных искусств в Саратове, был женат на москвичке Александре Самодуровой и был известен в русской художественной среде – о нём как о самобытном художнике писали А.Н. Бенуа, В.Э. Борисов-Мусатов и многие другие. 

Но в художественном творчестве он более тяготел к Парижской школе, увлекался импрессионистами и работал в их стиле, и в конце концов стал жить на Монпарнасе, в большей степени ощущая себя французским художником (его знали в Париже как Constantin Kousnetzoff).

Константин Павлович Кузнецов относится к редкому типу живописцев – происходя из обеспеченной семьи, он имел возможность чистого творчества. Не оглядываться на заказчиков, писать для себя, не задумываться о необходимости продажи своих работ – об этом многие коллеги Кузнецова по цеху могли только мечтать. Он не продавал картин; так было до событий 1917 года. Позже ему всё-таки пришлось озаботиться хлебом насущным и заниматься продажами, благодаря чему некоторые его работы находятся сегодня в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.

По этим двум причинам – жизнь за границей и небольшая вовлечённость в рынок искусства – Константин Кузнецов мало известен широкому кругу любителей живописи в России. Поэтому наследие франко-русского импрессиониста, привезённое в Россию в наши дни, рассматривается многими как возвращение.

Экспозиция в Государственном институте искусствознания составлена из работ, принадлежащих потомкам художника. Он имел четверых детей, трое из которых достигли зрелости и унаследовали работы отца. Это около 400 произведений, живописных и графических, переданных одноименному фонду художника. Сопроводительные документы позволяют посетителям видеть самого творца в лоне семьи, в дружеском кругу, его фотопортреты из семейного архива. Отрадно, что теперь у искусствоведов появится возможность их изучить и понять истоки и особенности творчества художника.

Что касается изучения работ Константина Кузнецова, то программа “Константин Кузнецов: возвращение в контекст” предусматривает не только экспозицию и изучение специалистами по французскому искусству первой трети XX века, но и серию мероприятий: круглые столы, презентации, издание каталога и реставрационные усилия. Будем надеяться, что итогом будет определение места Константина Кузнецова не только в общемировой и французской культуре, но и в русской.