Музыка

Насколько современен персонаж “Севильского цирюльника”?

Севильский цирюльник

Опера Джоакино Россини “Севильский цирюльник” – одно из наиболее привлекательных произведений для переноса сюжета в нашу жизнь. Такой сценический подход использовали многие недавние постановки бессмертного произведения в России и за рубежом, в том числе последних лет: как в оперных домах Миннесоты и Чикаго в США, Римской оперы в Италии, так и Новой оперы в России. Давайте подумаем, насколько это оправдано, и так ли современен главный герой “Севильского цирюльника” – Фигаро?

Для начала надо отметить, что осовременивание преследует Фигаро с момента его появления в культурном пространстве. Уже сюжет “Севильского цирюльника” был позаимствован композитором у французского драматурга Пьера Бомарше, поставившего комедию с одноимённым названием за 40 лет до премьеры всемирно известной оперы-буффа в 1816 году.

Притом Россини стал не первым, кто пожелал осовременить ретро-персонаж – таких были десятки до и после него, в том числе, через 10 лет после премьеры Бомарше сюжет позаимствовал Вольфганг Амадей Моцарт, создавший в 1786 году свою знаменитую оперу “Женитьба Фигаро”. И все три произведения по сей день остаются сверхпопулярными!

Главная причина успеха истории Фигаро кроется в том, что этот образ символизирует собой настоящую дружбу, доброту, оптимизм, победу над несправедливостью и многое другое, что остаётся актуальным во все времена.

Напомним, что Фигаро был слугой молодого графа Альмавива (кстати, первая постановка была названа его именем, и главным героем был именно он) и помогал ему в сердечных делах мудрыми советами о том, как завоевать сердце и руку прекрасной Розины, вокруг которой раскинул сети её алчный опекун – Бартоло, желающий жениться на ней и получить её приданое. По наводке Фигаро граф устраивает настоящий маскарад, прикидывая то бедным студентом, то пьяным солдатом, то священником и учителем пения – лишь бы быть поближе к возлюбленной и заставить её сердце раскрыться ему.

Но советов Фигаро было недостаточно влюблённым, не так хорошо приспособленным к жизни, им понадобилась его действенная помощь.

Остроумными уловками Фигаро неоднократно вызволял своего господина из неловких ситуаций, в которые тот попадал, и находил способ убирать все препятствия на его пути. Если бы не этот управляющий процессом, влюбленные никогда не были бы вместе.

Фигаро – символ счастливого стечения обстоятельств, которое мы так ждём в повседневной жизни. И, конечно, он есть заявление о том, что находчивостью и упорством можно достичь любой цели, во все времена и при любых правительствах.

Этот весёлый персонаж позволяет постановщикам привлекать широкий арсенал средств – Опера Миннесоты, например, вводит в действо персонажи мультфильмов и маски для актёров, Опера Чикаго предлагает свежую интерпретацию Браунли, Новая Опера одевает своих героев в современную одежду и заставляет Фигаро находить выход из положения в нынешних условиях. Но ведь и сам цирюльник привлёк бы все, что угодно, лишь бы сделать своё дело!

“Любая музыка хороша, кроме скучной”, – говорил итальянский композитор Джоаккино Россини. Наверное, сегодня он бы посмотрел на современные постановки своего произведения и перефразировал бы свою мысль так: “Любая постановка “Севильского цирюльника” хороша, если она интересна зрителю”. Фигаро должен быть одним из нас, чтобы преодолеть все преграды в нашей жизни и тем стать интересным зрителю. Мы полагаем, оперу “Севильский цирюльник” и её героя просто необходимо делать созвучным современникам.

“Севильский цирюльник” в исполнении артистов Новой Оперы прозвучит 11 августа на сцене театра. С ограничениями, но его уже можно посмотреть и послушать “вживую” и решить, насколько этот Фигаро способен справиться с перипетиями нашего времени.

Подписаться на рассылку