Музыка

«Намасте, Россия!»: музыка Индии прозвучит в Москве

India village musicians. Photo: Sukanto Debnath

19 мая 2017 года в Московском международном Доме музыки прозвучит музыка Индии, в рамках фестиваля индийской культуры «Намасте, Россия!». В Москве, Санкт-Петербурге и еще ряде российских городов прозвучит музыка индийского кино, индийская песня и появится возможность посмотреть воочию индийский танец.

Открытие Фестиваля проведет камерный хор «Shillong», в репертуаре которого помимо классики традиционная индийская музыка. Известный дуэт «Nizami Brothers», выступающий в русле суфийской музыки, на площадках российских городов выступит совместно с танцорами-дервишами, впечатляющими своими традиционными кружащимися танцами. Ансамбль «Indian Ocean» представит программу на стыке традиционной музыки Индии и современных музыкальных течений. Фестиваль завершится в ноябре грандиозным шоу «Ticket to Bollywood», который в сценическом виде представит феерию одного из наиболее ярких явлений индийской культуры – индийское кино.

Shillong-Choir from India
Shillong-Choir from India

Музыка Индии

Музыкальная культура Индии – одна из древнейших на планете. Ее начало лежит во 2 тысячелетии до нашей эры и связано с Ведами. В религиозной системе индусов музыке выделяется наиболее значительное и почетное место среди всех других Вед.

С истоков музыкальная культура Индии представляла уникальное единство музыки, танца и драмы. Исполнение индийской музыки редко мыслится без движений, а стихи всегда читаются нараспев. Этот синтез искусств в наше время особенно ярко вылился в феномен индийского кино, которое по форме очень схоже с мюзиклом.

Музыкальная система индийской музыки – это сочетание мелодического и ритмического начал, рага и тала. При этом рага является не только ладовым комплексом, определенным звукорядом, а представляет собой систему мировоззрений и традиций. Различные раги символизируют различные состояния души, времени суток. В этом музыка Индии близко соотносится с ладами средневековой музыки или русского культового пения.

Звучание индийской музыки очень непривычно для слуха, воспитанного на европейской системе полутонов. Звукоряд в Индии стоится не на равных делениях октавы, как в европейской музыке, а на постоянно изменяющихся высотах.

Классическая индийская музыка в исполнении всемирно известного индийского музыканта Рави Шанкара (запись 1977 года):

Народная индийская песня, равно как и индийский танец очень отличаются в различных областях страны. В целом можно сказать об удивительной ритмичности и врожденной танцевальности народной музыки Индии. Неудивительно, что многие фольклорные индийские мелодии стали популярны по всему миру в современных танцевальных обработках.

Традиционный индийский танец:

Кавалли и дервиши

Одна из интереснейших традиций севера Индии носит название Кавалли и связана с суфизмом.

Суфизм – одно из направлений ислама, характеризующееся стремлением к эзотерике, повышенной духовности и аскетизму. Направленность суфизма на постижение Бога дал дорогу к интересу к человеческой душе, а вместе с тем стал огромным толчком к развитию эстетики, литературы и музыки.

Традиция Кавалли, насчитывающая более 700 лет, представляет многоголосное исполнение суфийских текстов под аккомпанемент индийских народных инструментов. Главная цель состоит в достижении ваджда – состояния «опьянения», единения с Богом. Это достигается путем многократных повторений одних и тех же фраз, своеобразным вхождением в состояние транса.

Такого единения с Богом достигали и дервиши – мусульманские аскеты, исповедующие суфизм – в своих танцах-медитациях. В высоких головных уборах и широких белых одеяниях с юбкой дервиши кружатся вокруг себя и входят в состояние молитвенного транса.

Образ индийских дервишей в х/ф «Джодха и Акбар» (2008):

Говоря об индийской культуре нельзя не отметить и не оценить удивительную приверженность этого народа своим традициям. Соединяя традиционное с современным, индусы сохраняют свою яркую индивидуальность и бережно хранят многотысячелетние традиции своей страны.

Источники: Ульциферов О.  Культурное наследие Индии. — М., 2005.