Музыкальным коллективам не на кого уповать, кроме государства

Камерный Оркестр "КРЕМЛИН"

В 2014 году Камерный Оркестр «КРЕМЛИН» Миши Рахлевского, до этого работавший под эгидой «Москонцерта», был отправлен на «вольные хлеба». Формально он был переведён в концертное объединение «Классика Центр» при Департаменте культуры Москвы, фактически — ушёл в свободное плавание по музыкальным просторам. Казалось бы, коллективу такого уровня не нужна опека государства — у музыкантов не было отбоя от концертных предложений; но тут случилась пандемия коронавируса и был введён «режим самоизоляции», который в настоящее время привёл к распоряжению С. Собянина о заполняемости концертных залов не более 25%.

Музыканты об этом не просили, их поставили в такие условия без надежды на компенсацию и оплаты репетиций. Но почему они должны за это отвечать?

Что говорить о камерных  музыкальных коллективах, если даже директор Театра Вахтангова Кирилл Крок содрогнулся от этой меры. А ведь у крупнейшего драматического театра страны нет отказа ни в господдержке, ни в предложениях от спонсоров. Кирилл Игоревич, помнится, подчеркнул, что максимально разрешённых мест достаточно только на то, чтобы окупить представление (но, насколько я понимаю, не репетиции, не гонорары). И то не везде, и то не всегда. «Но мы всё равно будем работать», — закончил он своё телевизионное выступление.

Камерный Оркестр «КРЕМЛИН» тоже работает как может. Работает, лишь бы выступать, ведь качество исполнительского мастерства не может не пострадать, если музыканты потеряют навыки сценических выступлений. Пользуясь добротой своего спонсора — Арт-центра EXPOSED, они умудряются устраивать уютные концерты для небольшого числа зрителей, взимая за это только добровольные пожертвования и не прося никакой платы за входные билеты.

Тем, кто сколько-нибудь знаком с музыкой, понятно, что это значит — дать музыкальное представление с участием десяти и более оркестрантов. Трудоёмкая подготовка музыкантов к выступлению, начитывание музыковедческой литературы (музыканты не только играют, но и рассказывают о музыке зрителям), радушная встреча гостей организаторами. И всё это собственными усилиями, ради продолжения существования и поддержания высокой марки коллектива.

Миша Рахлевский
Миша Рахлевский

Камерному Оркестру «КРЕМЛИН» есть что терять — у него сложившаяся международная репутация. Основатель коллектива — наш соотечественник Миша Рахлевский, с 1976 года живёт в США и работает в этой стране, в Европе и по всему миру.

Вернее, работал… теперь с работой повсюду стало трудно, культура в условиях пандемии отступает на второй план. Особенно малые форматы.

Но пройдёт совсем немного времени и истеблишмент спохватится: а где наши лучшие музыканты?

Да, есть Большой Театр, но кто кроме него способен отстоять престиж родины на российских и международных площадках?

Концерты в Московской консерватории, в Новой Опере и на других славных площадках сегодня находятся настолько в шатком положении из-за распоряжений властей, что музыкантам впору устраиваться на работу водителями такси и заниматься доставкой продуктов на дом, чтобы прокормить свои семьи. А по вечерам подрабатывать на вокзалах и близ метро, выставляя шапку для досужих зевак. Такое было совсем недавно, в те самые 1990-е годы, когда культура тоже была никому не нужна.

Камерный Оркестр «КРЕМЛИН» — не единственный пример коллектива, который не может жить без господдержки в такие трудные времена. Но мы искренне надеемся, что просьба этого коллектива к правительству о помощи будет удовлетворена. Когда у оркестра было всё хорошо, он активно занимался благотворительностью — поддерживал детдома и тех, кому нужна помощь; по собственному почину нёс туда высокую музыкальную культуру. Нельзя оставлять и музыкантов в трудные времена.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку