Музыка

Музыкальные находки: open air от Генделя

Georg Friedrich Händel. Фото: Википедия

В летние месяцы музыкальная жизнь традиционно перемещается из концертных залов на свежий воздух (по-английски open air). Это касается не только популярной музыки и близких к ней направлений, но и академических коллективов и музыкантов.

Популярное в наше время направление open air имеет давние корни и хорошо знакомо нашим предкам, в том числе как музыка на пленере. Замечательные образцы музыки на свежем воздухе созданы английским композитором немецкого происхождения Георгом Фридрихом Генделем.

Это три оркестровые сюиты «Water Music» («Музыка на воде») и сюита «Music for the Royal Fireworks» («Музыка для королевского фейерверка»). Сочинения были созданы Генделем для времяпрепровождения королевского двора на свежем воздухе и стали прекрасными образцами легкой музыки, в которой нашли отражение традиции народного музицирования.

Музыка на воде

Создание «Water Music» относится историками музыки к периоду 1715-1717 годов, когда Гендель состоял на службе у английского короля Георга I, первого из представителей Ганноверской династии на троне Великобритании.

В июле 1717 года монарх вместе с семьей, а также приближенными членами двора совершил прогулку по Темзе. С берегов реки за процессией наблюдали горожане. Барка государя сопровождалась лодками с музыкантами. Гендель задействовал в исполнении сюит в общей сложности 50 человек на духовых, струнных инструментах и клавесине.

В сюитах 20 музыкальных номеров, представляющих танцы той эпохи, протяжные арии, торжественные увертюры и типичный для английской музыки жанр Hornpipe – пьеса для духовых инструментов празднично-призывного характера. Установленного порядка исполнения номеров нет. Вероятно, что выбор исполнения того или иного номера зависела от конкретного момента путешествия и приближенности короля к лодкам музыкантов.

Знаменателен факт, что Георг I, который согласно воспоминаниям современников не любил массовых мероприятий и предпочитал уединенное времяпрепровождение, был в восторге от музыкального сопровождения речной прогулки. Он дал распоряжение повторить музыку при прибытии на берег и еще раз за ужином. Для времени Генделя и традиций дворцового музицирования это можно назвать нонсенсом: сочинения редко исполнялись в то время дважды, намного чаще музыкальные произведения создавались и исполнялись по случаю и единожды.

 

Hornpipe из первой сюиты «Музыка на воде»:

Музыка для фейерверка

«Музыка для королевского фейерверка» была заказана Генделю Георгом II и планировалась как сопровождение праздничному салюту в честь заключения Ахенского мира 1749 года. Король настаивал на «военной музыке», то есть участию в ней только духовых инструментов, однако Гендель по своему усмотрению ввел также струнную группу. В результате этого оркестр вырос до 100 человек.

Празднование, которое прошло в Грин-Парке Лондона 27 апреля, было предварено репетицией музыки без салюта. Событие собрало 12 тысяч любопытных горожан и стало причиной большой давки.

Не обошлось исполнение «Музыки для фейерверка» без инцидентов и при самом праздновании. Организатор праздника известный архитектор Дж. Сервандони выстроил для музыкантов большое деревянное строение в стиле древнегреческих храмов. Не смотря на то, что Гендель предусмотрел исполнение музыки одновременно с залпами салюта, музыкальное сопровождение было исполнено до фейерверка. А начавшийся салют, который давали из 101 пушки, стал причиной большого пожара и обрушения деревянного храма. По счастливой случайности музыканты успели покинуть свою импровизированную сцену и никто не пострадал.

Четвертая часть сюиты «Музыка для королевского фейерверка» в сопровождении видеоряда современного салюта:

Источники: И. Барна. Если бы Гендель вел дневник… – Будапешт, 1987.

Зильберквит М. Георг Фридрих Гендель. – М., 2014.